вторник, 11 февраля 2014 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Автор: Катаева Ольга Леонтьевна,
Место работы: Пермский край, Ильинский район,
д.Новая Каменка,
МБОУ "Каменская основная общеобразовательная школа"

За окном XXI век. Современная жизнь  предъявляет новые требования к выпускнику общеобразовательной школы, т. к. процесс информатизации всего нашего общества стремительно движется вперед. Тезис известного исследователя массовых коммуникаций Герберта Маршалла  Маклюэна  о том, что «смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий…» получил новое подтверждение. Современное инновационное образование в школе предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля учащихся в учебном процессе. Информационные технологии внесут в нашу жизнь изменения, это неизбежно. Но становится важно определить их роль и то место, которое им требуется отвести в учебном процессе. Эффективность использования компьютеров и информационных технологий будет зависеть в первую очередь от того, как мы их будем использовать.  Основными преимуществами IT – технологий считаю следующие: повышение интереса учащихся к обучению; возможность разнообразить формы работы, деятельность учащихся; активизация внимания; повышение творческого потенциала учителя и ученика. Одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин является использование IT –технологий. Исходя из своего педагогического опыта, скажу, что информационные технологии позволяют эффективно организовать работу на уроке, индивидуализировать процесс обучения, делают урок современным.  Психологи давно подметили, что дети информационного общества – это дети экранной информации. Учитывая это, а также  особенности преподавания русского языка и литературы, применять компьютер можно и в урочной деятельности, и во внеурочной по следующим направлениям: использование готовых программных продуктов, работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher), работа с ресурсами Интернет.
         Использовать компьютер можно на всех этапах урока.  При объяснении нового материала в презентациях к урокам русского языка и литературы целесообразно использовать разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов,  демонстрируя  различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности. Эстетично оформленный материал и воспринимается лучше. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание учеников, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость.   Фронтальную или индивидуальную проверку знаний помогают организовать интерактивные тесты, кроссворды c электронных приложений (CD-дисков), которые можно демонстрировать на экране. Для проведения уроков русского языка можно порекомендовать такие программные продукты, как «Фраза», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. 5-11 класс»,  электронные приложения серии «Современная школа». В качестве обобщения материала появляется возможность учащимся выполнить творческие работы в программах Power Point, Microsoft Publisher.  Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Так под музыкальное сопровождение удачно проходят уроки по творчеству С.А.Есенина, М.И.Цветаевой, М.Ю.Лермонтова и др. Чтобы вызвать интерес к художественным произведениям (а это у современных школьников трудно сделать) лучше обратиться к  помощи дисков с записями фильмов и спектаклей по их мотивам. Из-за ограниченности временем урока целесообразно показывать детям  отдельные эпизоды, которые после просмотра  можно  сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения, а ещё заинтересовать произведением  ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Возможности сети Интернет позволяют совершать виртуальные  или заочные экскурсии по литературным местам.  Такие занятия  расширяют кругозор учащихся. Учитывая, что  не всегда можно съездить в отдалённые от нас места,   такие экскурсии замещают "живые". Еще одной интересной находкой стали дистанционные уроки, которые можно создавать самим или воспользоваться ресурсами коллег в сети. В заключении хочу отметить, что необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.    

Литература:
1.  Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков / Г.О.Аствацатуров, канд.ист.наук. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Информационные технологии в учебном процессе /сост.О.Н.Черненко. – Волгоград: Учитель, 2007.
3. Информационные технологии на уроках / сост.О.В.Рыбъякова. - Волгоград: Учитель, 2008.
4. Уроки русского языка с применением информационных технологий./сост. Т.А.Захарова. – М.: Планета, 2011. (Современная школа)


Комментариев нет:

Отправить комментарий