суббота, 15 февраля 2014 г.

Создание и использование электронных учебных пособий для оптимизации учебного процесса в условиях применения ФГОС третьего поколения

Автор: Зимина Лина Николаевна,
e-mail: linazimina@rambler.ru
Место работы: Республики Башкортостан,  г.Бирск, 
ГАОУ СПО "Бирский медико-фармацевтический колледж"

Известно, что большинство студентов лучше воспринимают информацию в виде зрительных образов. Задача преподавателя – подать эту информацию на доступном и развивающем уровне, что даст возможность каждому студенту независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль, быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и объективно оценивать свои возможности. И вот здесь значение электронного учебного пособия переоценить очень трудно.
Преимуществом использования электронных учебных пособий является то, что весь необходимый материал собран в одном месте, подборка методически выверена, что позволяет сконцентрировать внимание студента на конкретной задаче. Это имеет огромное значение для организации самостоятельной работы обучающихся, повышения её качества. Электронное учебное пособие может иметь характер учебно-теоретического или учебно-практического издания. Оно должно быть официально утверждено в качестве данного вида издания и способно частично или полностью заменить или дополнить учебник. Учебно-теоретические издания содержат систематизированные научно-теоретические сведения, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Учебно-практические издания предназначенные для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами, должны содержать практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. Для расширения кругозора, развития интереса к дисциплине целесообразно создать электронную хрестоматию – учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения данной учебной дисциплины. Хрестоматия способствует усвоению, закреплению пройденного материала, дополняет и расширяет знания студентов. Информация в электронном учебнике должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования. В разрабатываемых электронных изданиях необходимо: ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивая при этом совместимость с традиционными учебными материалами, в полном соответствии с документами, регламентирующими содержание образования; учитывать возрастные психолого-педагогические особенности студентов; в максимальной степени использовать преимущества аудиовизуального представления учебных материалов: наблюдаемых и скрытых, реальных и воображаемых элементов, объектов, явлений, процессов; использовать возможности компьютерного моделирования в предметной области, а также моделирования реальной окружающей среды и естественного поведения в ней обучаемого. К электронным изданиям предъявляются следующие дидактические требования: научность - содержание учебного материала должно иметь достаточную глубину, корректность и достоверность изложения, учитывая при этом последние научные достижения. Процесс усвоения учебного материала с помощью электронного издания должен строиться в соответствии с такими методами научного познания, как эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования. Доступность - необходимо определить степень соответствия теоретической сложности и глубины изучения учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям студентов. Проблемность - когда студент сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень этой активности должна быть выше при работе с электронными изданиями, чем при использовании традиционных учебников и пособий. Наглядность - необходимо учитывать восприятия изучаемых объектов студентами с помощью их органов чувств. Самостоятельность и активизация - в электронных изданиях должна прослеживаться четкая модель деятельности студента. Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала. Также необходимо вводить в электронное издание разнообразные вопросы, предоставлять обучаемому возможность выбора пути усвоения материала, возможность управлять ходом событий. Системность - знания, умения и навыки должны формироваться в определенной системе, в строго логическом порядке и находить свое применение в жизни. Для этого необходимо: предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде; учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации; учитывать межпредметные связи; тщательно продумывать последовательность подачи материала и его воздействия при усвоении, аргументировать каждый шаг по отношению к обучающемуся; строить процесс получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения; обеспечивать связь информации с практикой путем увязывания содержания и методики обучения с личным опытом обучающегося.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. – М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2012.
  2. Селютина М.Б., Энтина С.Б. О достоинствах и недостатках электронных учебных программ//Информационные технологии в образовании. X юбилейная конференция – выставка. -  Москва, 2010г.



Информационные технологии на уроках математики, как средство повышения эффективности преподавания

Автор: Ильина Елена Анатольевна
e-mail: elena2618@list.ru
Место работы: г. Набережные Челны, 
ГБОУ СПО «Камский государственный автомеханический техникум»

В современном обществе, для которого характерно развитие информационных технологий, использование компьютерной техники открывает широкие возможности для оптимизации  процесса обучения. Компьютер становится помощником педагога, с помощью которого предоставляется возможность в выборе методов, приемов и средств обучения. Уроки с применением компьютеров  можно проводить для организации проверки  знаний студентов, т.е. при тестировании, при работе с наглядными электронными пособиями, с целью систематизации знаний. Изучение нового материала, повторение пройденного также эффективно  проходит с использованием  лицензионных обучающих программ по математике и геометрии.      Наряду с этим, я самостоятельно разрабатываю отдельные  уроки с использованием  мультимедийных средств и информационных технологий. Так мной был разработан урок – презентация с элементами исследования на тему   «Древнерусская система мер - основа деревянного зодчества». В основе ее лежит интегрированный урок, представленный на городском семинаре «Бинарные уроки - элемент развития творческих способностей». С преподавателем спецтехнологии на простых примерах мы показали связь геометрических понятий и деревянного зодчества. Студенты  открыли для себя, что отношение стороны квадрата к его диагонали (простой и косой саженей) и соотношение с ростом человека – это древнерусская система мер.
 Квадрат стал основой для создания плотницкого наугольника, который явился модулем для определения пропорций между горизонтальными и вертикальными размерами постройки. Равенство диагоналей квадрата позволяет выполнять прямые углы, т.е. делать точный план постройки и рассчитывать объем  необходимого материала.  Таким образом, совместно со студентами мы провели исследование общеизвестных геометрических фактов и подвели к выводу, что отношение стороны квадрата к его диагонали – это и есть древнерусская система мер, которая лежала в основе народного деревянного зодчества. В ходе урока создавались проблемные ситуации в виде геометрических задач,  в результате  решения которых студенты не только получали новые знания, но и учились видеть за отдельными фактами определенные явления и законы.




Урок геометрии по теме «Сложение векторов». Это презентация,  в которой наглядно показано сложение векторов и может применяться в качестве объяснения, повторения темы «Векторы».
Урок геометрии по теме «Расстояние между скрещивающимися прямыми». Эту тему рекомендуется изучать в ознакомительном плане, но задания раздела «С» для ЕГЭ содержат задания по данной теме. Разработанная компьютерная презентация  демонстрирует решение задач разного уровня сложности. Кроме того, предлагаю студентам готовить сообщения по текущим темам. Так студентами были написаны рефераты
«Как называются числа большие миллиарда?», «Число π». Более подробно мы узнали о Евклиде, Гауссе, Ковалевской,  Лейбнице, Вейерштрассе, Ферма. О логарифмах нашлось большое количество материала,  и возникла идея проведения урока-семинара  «Логарифмы вокруг нас». Студенты с интересом узнали историю возникновения логарифмов и их   применения  в астрономических вычислениях, в расчете яркости электроосвещения, звезд, шума, росте капитала, на эстраде. По логарифмическим спиралям выстраиваются цветки в соцветиях подсолнечника, закручиваются раковины моллюска Nautilus, рога горного барана, траектории некоторых насекомых летящих на свет и хищных птиц. Для поиска материала студенты активно использовали интернет-ресурсы. При проведении урока с компьютерным сопровождением студенты проявляют активность на всех этапах обучения. Такие уроки развивают любознательность, самостоятельность, логическое мышление, формируют профессиональные компетенции. Таким образом, разработанные  учебно - методические материалы в виде компьютерных презентаций обеспечивают  наглядность материала за счет использования графики, звука, цвета, движения;  выбор оптимального темпа урока;  свободу постоянного экспериментирования с целью улучшения методики преподавания.

    Для меня, как преподавателя математики,  компьютер является  средством для предоставления учебного материала студентам с целью передачи знаний;  средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;  средством информационной поддержки учебных процессов как источник дополнительной информации; универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний.




СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА.

Автор: Марченко Лариса Петровна
Место работы: г. Соликамск, 
ГБОУ СПО  «Соликамский технологический колледж»

Современное  образование   сегодня невозможно  представить без активного  использования  информационно-компьютерных  технологий. Компьютер и возможности его использования  являются неотъемлемой частью учебного процесса в системе преподавания большинства педагогов.  Среди различных  способов использования наглядности.  Наш опыт  преподавания общественных дисциплин показывает, что  применение  мультимедийных презентаций активизирует преподавательскую  деятельность на учебных занятиях.  Презентации позволяют   наглядно,  а значит более эффективно  комментировать   учебную  информацию, использовать не  только  иллюстративные,  но  и  другие  виды  наглядного  сопровождения  материала.  Мультимедийная  наглядность  помогает студентам усваивать содержание  дисциплины   не  только на теоретическом, но  и    эмпирическом  уровне,  активизирует  зрительный  тип  памяти.  Основным  инструментом  учителя  на  уроке по прежнему  остаётся  классическая  доска,  но  использование  презентаций  делает  преподавание  гуманитарных  дисциплин  более  мобильным  и познавательно – привлекательным.
Перед  педагогом,  который начинает  работать  в  режиме  мультимедийного  сопровождения  учебного материала,  есть два  пути:  первый – использование  готовых  презентаций,  второй – создание  авторских вариантов.   Автор данной статьи  пошёл  по второму  пути.   Он  позволяет  реализовать  неотъемлемую  часть   учительского   труда – педагогическое  творчество.     Разработка  содержания  слайдов,  оформление  презентаций,  поиск  приёмов,  включения  их  в  ход  учебного  занятия  -  интересный  и увлекательный  процесс,   требующий  знаний   не только  своего  предмета, но  и  знаний  методики  создания  презентаций.  За  три года  был  разработан  мультимедийный   комплекс   по учебной дисциплине «Обществознание». Он содержит  иллюстративную  информацию  и  наглядное  оформление материалов  методического  сопровождения  основных  этапов  учебных  занятий. Отдельные   слайды  мультимедийного  комплекса  позволяют  использовать   презентации  при проведении рубежного  контроля,    Следует  подчеркнуть,  что  учебные  занятия  с использованием  мультимедийных  презентаций   требуют  систематичности  и последовательности  их  применения, соблюдения эстетических  требований  и правил  оформления  слайдов.

Требования к оформлению презентаций.
Стиль
- соблюдайте единый стиль (дизайн оформления)
- избегайте стилей, которые будут отвлекать внимание от самой презентации
-вспомогательная информация не должна отвлекать                        от главной.
Фон
- для фона выбирайте более холодные тона
Использование цвета
- на одном слайде рекомендуется использовать                     не более 3-х цветов, для фона, для заголовков, для текста
- для фона и текста использовать контрастные цвета
Анимационные  эффекты
- не стоит злоупотреблять  различными анимационными эффектами, т.к. они будут отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Содержание информации
- заголовок должен привлекать внимание
-минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных
-используйте короткие слова и предложения.
Расположение информации на странице
- предпочтительно горизонтальное расположение информации
- наиболее важная информация должна располагаться в центре
- подпись должна располагаться под картинкой.
Шрифт
- для заголовка используется не менее 24пт
- для информации- не менее18 пт
- нельзя смешивать  разные типы шрифтов
- для выделения информации  использовать жирный шрифт, курсив или подчёркивание.
Способы выделения информации
- следует использовать  рамки, границы, заливку, разные цвета, шрифты, стрелки, рисунки, схемы, диаграммы.
Объём информации
-не стоит заполнять слайд большим количеством информации (запомнить более 3-х фактов, выводов, определений сложно)
- эффект достигается тогда,  когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом слайде.
Виды слайдов
- для обеспечения разнообразия  следует использовать  разные  виды слайдов: с текстами, с таблицами, картинками, видеофрагментами и т.д.

                                   Источники  информации.
  1. http:// 21413.edulite_zavuch\p8aa1.html.
  2. http://pedsovet.org\component\option.com_mtree\fask. viewlink_id.4561\ltemid. 1181.



ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Авторы: Кудрявцева Евгения Владиславовна, 
Солодникова Татьяна Николаевна
e-mail: geka-cu@mail.ru
e-mail: tkokotova@mail.ru
Место работы: г. Пермь, 
МБОУ "Гимназия №4 им. братьев Каменских"

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Почему это происходит? Современная жизнь динамична, непостоянна, перенасыщена информацией. Она требует от человека широты и гибкости мышления, умения быстро и эффективно работать с большими объемами информации, умения подстраиваться под постоянно меняющуюся окружающую среду. И школа должна ставить перед собой задачу адаптации учащихся к такой обстановке.
Именно таким требованиям отвечает компетентностный подход к обучению. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели[2]. Поэтому такой подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности.
Более узкое определению, относящееся непосредственно к области педагогики, дает доктор педагогических наук А.В. Хуторской. По его мнению, компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Хуторской также является автором наиболее общепринятой классификации ключевых компетенций учащихся. Он выделяет следующие основополагающие компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.
­Безусловно, компетентностный подход возможен на любом уроке, вне зависимости от изучаемого предмета, но мы рассмотрим формирование ключевых компетенций на уроках информатики.
Для начала, рассмотрим, в чем отличие информатики от других учебных предметов. Можно выделить несколько аспектов: наличие специальных технических средств, в первую очередь персонального компьютера; возможность организации индивидуальной работы и доступа к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже; активная самостоятельная и практически направленная деятельность практически на каждом занятии; возможность работы с любым предметным наполнением из любой другой дисциплины.
Именно благодаря этим особенностям информатика по праву считается одной из самых метапредметных дисциплин. На каждом уроке происходит формирование ключевых компетенций, в первую очередь, конечно, информационных. Однако при стандартной организации учебного процесса некоторые компетенции практически не формируются. Например, коммуникативные, т.к. ответы у доски почти исключены и работа происходит индивидуально на своем персональном компьютере. Как решить эту проблему? На помощь приходит проектная деятельность.
В ходе проектной деятельности происходит формирование и диагностирование уровня сформированности следующих компетенций: учебно-познавательной (самостоятельность, целеполагание, анализ, рефлексия, самооценка), информационной  (навыки деятельности с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире), коммуникативной (знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе), предметных (базовых) компетенций [1].
Этапы проектной деятельности:
· создание мотивации, предложение и выбор тем;
· осмысление темы, актуальность темы, подбор литературы, выделение предмета и объекта исследования;
· работа над теорией, обзор литературы по проблеме исследования;
· работа над исследованием, формируются результаты исследования и  его продукт, делаются выводы;
· подготовка к защите, анализ;
· рефлексия, защита.
Организация проектной деятельности учащихся имеет свои преимущества и для учителя: сокращение рабочего времени на создание дидактических материалов; возможность использовать разработанных учениками ЦОРов в последующем; повышение уровня учебной мотивации  и качества обучения учащихся; увеличение доли самостоятельной работы школьников в учебном процессе.
Диагностика формирования компетенций в проектной деятельности может фиксироваться в оценочном листе.
Проектная деятельность, развивая все мыслительные процессы,  стимулирует школьников к развитию критического мышления, что ведет за собой личностное саморазвитие  и мотивацию для самообразования учащихся. Это самая лучшая сторона проектной деятельности.

Список литературы
  1. Павлюк Г.Н. Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики // Информатика и образование. –2011. – №3. – С. 63–65.
  2. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. –2004. – №4. – С. 138–143.
  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. –2003. – №2. – С. 58–64.

Информационно-коммуникативные технологии как форма организации внеурочной деятельности

Автор: Батуева Ольга Львовна
Место работы: 
Татарстан, г.Чистополь,
ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж»

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Проблема использования технических средств обучения уже на протяжении многих лет поднимается и решается в сфере образования.
Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования  ИКТ. Совершенно очевидно, что реализация внеурочной деятельности в практике колледжа, отвечает требованиям современной жизни.
К внеклассным мероприятиям, как правило, относят следующие виды занятий: кружковая работа, экскурсии, викторины, выставки, олимпиады, конкурсы, конференции, марафоны, КВНы, защиты проектов, проведение исследований классные часы и т.д. Разнообразие форм проведения внеурочных мероприятий представляет простор для проявления творчества студентов.
Внеурочная  работа в колледже проводится в различных формах, среди которых важное место занимают факультативные занятия и кружки, призванные углублять информационные знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой рассматривается следующая организационная модель внеурочной деятельности.  
Значительную роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности играет Интернет-сайт образовательного учреждения, не только обеспечивающий взаимодействие с социальными партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и расширяющий многообразие форм поощрений, усиливающий публичное признание достижений всех участников образовательного процесса.
Важно понимать, что именно информационно-коммуникационные технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации, в том числе и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, делать их творческими.
     ИКТ делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным; значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации; оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации; обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий; делают процесс воспитания более привлекательным для студентов, повышают интерес к мероприятиям. Мы используем информационно-коммуникационные технологии в различных формах воспитательных мероприятий,  сочетая их с различными другими  источниками и педагогическими технологиями, что  позволяет более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса; повышает качество педагогического труда; способствует эффективности воспитательного процесса. Грамотное, системное использование информационно- коммуникационных технологий становится мощным современным средством в воспитательной работе со студентами.
Например,  акция «Мы выбираем ЗОЖ!», посвященная профилактике алкоголизма, табакокурения , наркомании и СПИДа, проходила в колледже  в несколько этапов.  Первый этап – создание интерактивного плаката «Спасибо, НЕТ!»;  второй этап – прохождение онлайн-тестирования «Мое здоровье – мое богатство»; третий этап – обсуждение ситуативных видеороликов; четвертый этап – создание и защита  агитационных  презентаций «Жизнь для жизни!»; пятый этап – завершающий –  исполнение флеш-моба.
Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любое мероприятие в классе, обработать его и собрать фотокопилку и видеокопилку.
Отзывы с мероприятий говорят о том, что использование ИКТ внесло положительный эмоциональный настрой во все мероприятия, повысило их воспитательный эффект.
При этом мы должны понимать, что использование ИКТ – это не дань моде, а реальная возможность оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.
Таким образом, сочетание вышеперечисленных информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе позволяет повысить качество знаний,  успеваемость обучающихся, способствует их социализации, нравственному развитию, что выражено в миссии колледжа.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА MYTEST ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Автор: Дмитриева Юлия Вадимовна
Место работы: г. Пермь, 
ГБОУ СПО «Пермский техникум отраслевых технологий»

Контроль знаний, умений, навыков учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования в условиях внедрения ФГОС. На современном этапе среди эффективных методов оценки образовательных достижений заметная роль отводится компьютерному тестированию.
Компьютерное тестирование – это педагогическое тестирование на компьютере под управлением специальной программы, обеспечивающей нужную презентацию тестовых заданий и обработку результатов тестирования. Известно большое количество программных продуктов, позволяющих создавать тестовые задания и использовать их для контроля знаний учащихся. В своей педагогической практике я использую следующие контролирующие программы: SuperTest, TeachLab, MyTest, все они отличаются в основном интерфейсом, возможными типами заданий, количеством тестовых вопросов, платным или бесплатным распространением. С целью обучения педагогов эффективному использованию компьютерного тестирования для информационного обеспечения в профессиональной деятельности в ГБОУ СПО «Пермский техникум отраслевых технологий» в 2013 году была организована работа творческой группы по созданию компьютерных тестов в оболочке MyTest. Почему именно MyTest? Рассмотрим ее основные возможности. MyTest – система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов (автор А.С. Башлаков). Программа MyTest работает с девятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа (чисел), ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв. В тесте можно использовать любое количество любых типов заданий, можно только один тип, можно и все сразу. Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer). Модуль MyTestStudent позволяет открыть или получить по сети файл с тестом и пройти тестирование. Ход тестирования, сигнализация об ошибках, способ вывода результата тестирования зависит от параметров теста, заданных в редакторе. Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов (MyTestEditor) с дружественным интерфейсом. С помощью редактора можно создать либо новый тест, либо изменить существующий. В редакторе устанавливаются и настройки процесса тестирования: порядок заданий и вариантов, ограничение времени, шкала оценивания и многое другое. Журнал тестирования (MyTestServer) позволяет организовать тестирование более удобным образом. С его помощью можно раздавать файлы с тестами по сети, получать результаты со всех компьютеров, тестируемых и анализировать их в удобном виде. Программа поддерживает несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной, свободный и монопольный. В обучающем режиме тестируемому выводятся сообщения об его ошибках, может быть показано вступление и объяснение к заданию. В штрафном режиме за неверные ответы у тестируемого отнимаются баллы и можно пропустить задания. В свободном режиме тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому вопросу самостоятельно. В монопольном режиме окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть.
Параметры тестирования, задания, звуки и изображения к заданиям для каждого отдельного теста – все хранится в одном файле теста. Никаких баз данных, никаких лишних файлов: один тест – один файл. Файл с тестом зашифрован и сжат.
Программа позволяет настраивать инструкцию трестирующемуся, заметки, систему оценки, порядок вопросов, порядок ответов, ограничение по времени для отдельных вопросов и всего теста в целом, ограничение количества запусков, пароли на запуск, редактирование, режимы работы.
С помощью программ MyTest X можно организовать как локальное, так и сетевое тестирование. При сетевом тестировании результаты могут быть переданы по сети в модуль
В результате работы творческой группы преподаватели техникума научились создавать компьютерные тесты и отметили простоту в использовании и большие возможности программы.
Различные настройки MyTest позволяют использовать ее как для контроля, так и в обучении.
Следует отметить, что компьютерное тестирование, не отменяет и не заменяет традиционные методы контроля, способствуя повышению качества образования, объективности, обоснованности и сопоставимости результатов.

Список использованных источников:
  1. Васильев В.И.. Методологические правила конструирования компьютерных педагогических тестов. [Текст]/ В.И. Васильев, А.Н. Демидов, Н.Г. Малышев, Т.Н. Тягунова. – М.:, изд-во «АДЕПТ», 2000. – 96с.
  2. http://mytest.klyaksa.net

четверг, 13 февраля 2014 г.

Использование технологии смешанного обучения на уроках информатики (из опыта работы)

Автор: Плотникова Галина Александровна,
e-mail: plotnikova_66@mail.ru
Место работы: г. Пермь, 
МБОУ "Гимназия № 4 имени братьев Каменских" 

В 2012-2013 уч. году по инициативе издательства «Просвещение» и под руководством некоммерческого партнерства «Телешкола» в ряде образовательных учреждений РФ начался эксперимент по апробации моделей смешанного обучения. Гимназия №4 стала участником этого федерального инновационного проекта.
Смешанное обучение – это сочетание очного и электронного обучения, ключевыми задачами которого является реализация индивидуализации и дифференциации, самостоятельной деятельности ученика. Ключевым в определении смешанного обучения является слово взаимодействие.
Модель смешанного обучения, используемая для реализации на уроках информатики в 7 классе, называется «автономная группа». Класс делится на группы, в одной из которых основное обучение ведётся онлайн – учащиеся самостоятельно изучают электронный ресурс Телешколы: читают теорию, отвечают на вопросы тестов, выполняют практические задания, а учитель выступает в роли консультанта – группового или индивидуального. В другой группе основное обучение ведётся в условно традиционной форме, а электронный ресурс используется для поддержки и отработки навыков. Группы на уроке перемещаются в двух зонах: для «традиционного» урока и зону онлайн-занятий. Кроме того, здесь «традиционный» урок не является абсолютно «традиционным» в понимании учителя России, т.к. выступая в роли консультанта, учитель не столько объясняет новый материал, сколько организовывает через систему индивидуальных и групповых заданий знакомство с новым учебным материалом, выполняя функцию помощника при выполнении заданий. При такой организации урока время обучения не зависит от расписания уроков в школе; место обучения не ограничено стенами школьного кабинета; темп и ритм обучения не привязаны к темпу и ритму работы других учащихся класса; в учебный процесс вовлечены 100% обучающихся.
Учащиеся изучили с помощью этой технологии большую по времени изучения и материала тему «Текстовая информация в памяти ПК», которая в Телешколе представлена модулем «Кодирование и обработка текстовой информации». Темы модуля были следующими: «Форматирование символов», «Форматирование абзацев», «Стили форматирования», «Нумерованные и маркированные списки», «Оглавление документа», «Таблицы. Гипертекст», «Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов», «Системы оптического распознавания документов».
Итогом изучения темы было выполнение групповых проектных работ в форме газет. Было создано 14 газет. Выводы о сформированности умений работы в MS Word представлены в виде табл. 1.

Табл. 1 Анализ результатов проектных работ согласно разработанным критериям

Критерии

Аспекты

Уровень сформированности,

% учащихся

содержание

(материалы соответствуют теме газеты)

 

название газеты полностью соответствует представленному в ней материалу.

100

в газете представлены как минимум три типа материалов (эссе или очерк, график или диаграмма, интервью).

80

в газете представлены фотоматериалы, использованы графические элементы word, объекты wordart.

100

структура

в распределении материала по страницам газеты прослеживается логика.

100

текстовая, графическая и художественная информация распределены по страницам равномерно.

97

выдержано требование к объему газеты.

96

оформление

все страницы оформлены в одном стиле.

100

используемое цветовое оформление не мешает восприятию текста и не утомляет глаза читателя.

100

текстовый материал представлен с максимальным использованием возможностей текстового редактора и соответствует принятым нормам.

92

разделение текста на абзацы и его форматирование способствуют легкому восприятию читателями.

100

орфографическое, пунктуационное и лексическое оформление текста, соответствует общепринятым нормам русского языка.

100




































Кроме того, при работе над газетами совместно с учениками были разработаны критерии оценки работы и представлены в виде рубрикатора. Учитель при такой организации занятий получает удовлетворение от процесса работы, т.к. часто получает следующие вопросы: «А как нам получить пятерку? Мы придумаем, где добавить список, таблицу», «Можно мы данные представим в виде диаграммы?», – это говорит о том, что ученики активно вовлечены в деятельность, ответственно относятся к результатам своего труда.
С помощью разработанного рубрикатора-таблицы ученики не только обоснованно, критично, компетентно выставили отметку своей газете, но быстро справились и с задачей оценивания других. Приятно, что такое оценивание было обоснованным, что исключало субъективность при выставлении отметки.
Смешанное обучение способствует повышению мотивации познавательной деятельности ребенка; делает процедуру оценивания результатов своего труда максимально объективной.
Учитель при работе в технологии смешанного обучения использует новые виды контроля и коммуникации в педагогическом процессе, что способствует преодолению «цифрового разрыва» между педагогами и учащимися, дает дополнительную возможность работать с высокомотивированными учениками.

Литература
1.  Смешанное обучение. Ведущие образовательные технологии современности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.internet-school.ru/for_teachers/for_teachers769/ (дата обращения: 18.01.2014).
2.    Участники проекта «Смешанное обучение». [Электрон. ресурс]. URL: http://www.internet-school.ru/for_teachers/for_teachers769/for_teachers769770 (дата обращения: 18.01.2014).