пятница, 21 февраля 2014 г.

Применение мультимедийных технологий на аудиторных занятиях с целью реализации компетентностного подхода

Автор: Гарифьянова Люция Харисовна,
e-mail: garifl@mail.ru
Место работы: Кировская область, с. Савали,
Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования "Савальский политехнический техникум"

Введение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования основывается на модульно - компетентностном подходе к проектированию содержания образования и организации учебного процесса. Создание инновационного образования, ориентированного на потребности работодателя, и придание ему динамического развития является главной задачей современного педагога. С внедрением компетентностного подхода в образовании, возрастает роль организации учебного процесса на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий, как ведущего фактора развития инновационной деятельности педагога. И чем выше ИКТ-компетентность педагога, тем выше интерес и подготовка обучающихся. Особое внимание уделяю реализации педагогической деятельности в тесной взаимосвязи с современными мультимедийными технологиями. На занятиях по учебным дисциплинам «Операционные системы и среды», «Распределенные системы обработки информации» и профессиональным модулям ПМ 01. «Обработка отраслевой информации», ПМ 02. «Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности» по специальности 230701 «Прикладная информатика (по отраслям)» я активно применяю мультимедийные технологии, телекоммуникации и ресурсы Интернета. Накопленные материалы по содержанию занятия преобразовываю в слайд-лекцию, созданную в программе MS Power Point. Во-первых, использование мультимедийных презентаций помогает обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Презентации облегчают показ рисунков, схем, графиков, фотографий. Кроме того, используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамичных процессов. Еще одно преимущество - проигрывание аудиофайлов. Все вместе это обеспечивает "эффективность" восприятия информации - излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции. Вторым преимуществом мультимедийных презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех фотографий, графиков и т. п. В-третьих, презентации дают возможность показать структуру занятия: в начале урока можно раздать распечатки плана лекции или урока, а затем с помощью заголовков на каждом слайде дать возможность следить за ходом изложения материала. Занятие по дисциплине «Операционные системы и среды» на тему «Компьютерные вирусы и антивирусные программные средства» было проведено в форме мультимедийной презентации. В ней использовались различные способы представления информации: текст, графика и анимация. В качестве проверки уровня усвоения учебного материала был проведен открытый тест. По учебной дисциплине «Операционные системы и среды» я разработала электронный учебник, в соответствии с требованиями ФГОС. На мой взгляд, применение электронного учебника продиктовано современным принципом образования. Я использую его как электронный образовательный ресурс для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов на очной и заочной формах обучения. Для текущего, рубежного, промежуточного контроля по учебным дисциплинам и профессиональному модулю ПМ 01. «Обработка отраслевой информации» в программе «My Test» разработаны электронные дифференцированные тесты. Кроме того, используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамичных процессов. На практических занятиях по МДК 01.01. «Обработка отраслевой информации» в группе И-21 по теме «Основы построения графических изображений» я применила видеоролики для демонстрации приемов работы в графических редакторах Adobe Photoshop и CorelDraw. В результате студенты успешно справились с заданиями практических работ: «Обработка растровых изображений в графическом редакторе Adobe Photoshop» и «Обработка векторных изображений в графическом редакторе CorelDraw». Применение мультимедийных технологий на аудиторных занятиях с целью реализации компетентностного подхода при подготовке студентов позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельно приобретать новые знания и умения, приобщает обучаемых к современным методам работы с информацией. Мультимедийные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения; способствуют сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию, осуществлять коомпетентностно-ориентированный подход.

Список литературы
  1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: Учебное пособие/ И. Г. Захарова. - М. : Академия, 2010. — 192 с.
  2. Тужилова Г.П. Применение информационных технологий при преподавании [Текст]/ Г.П. Тужилова // Специалист. – 2009. - №2. – 20 с. 


Роль информационных образовательных технологий в преподавании специальных дисциплин

Авторы: Орешина Людмила Николаевна
e-mail: metod@almetpt.ru
Место работы: Республика Татарстан, г.Альметьевск,
ГАОУ СПО "Альметьевский политехнический техникум"

Внедрение информационных технологий в учебный процесс   среднего профессионального образования затронуло не только дисциплины непосредственно связанные  с информатикой и вычислительной техникой, но и последующие специальные дисциплины, которые формируют профессионализм будущего специалиста в области разработки, эксплуатации и бурения нефтяных и газовых скважин.
      Информационные технологии меняют и содержание учебного процесса, и методику преподавания специальных дисциплин. Использование ИКТ-технологий заключается не только в использовании более современных программных продуктов или овладении новым программным обеспечением, но и необходимостью изменения самой методики использования информационных технологий на занятиях и в самостоятельной работе студентов.
     Например, использование сетевых технологий дает возможность качественно по-новому подойти к преподаванию ряда специальных дисциплин. Это заключается в следующем:  лекционный материал  размещается в локальной сети учебного заведения, или выдается в электронном виде каждому студенту  для самостоятельного. То есть каждый студент имеет доступ к лекционному материалу для самостоятельного изучения и работы над ним. Преподавателю необходимо разработать и   осуществить эффективную систему контрольных мероприятий. Качество работы преподавателя здесь оценивается полнотой предоставления, четкостью изложения лекционного материала, ссылками на литературу.  Материал должен ежегодно обновляться. Имея весь учебный материал, студент имеет возможность до лекции ознакомиться с ним,  изучить, и тогда лекция превращается в обсуждение изученного материала.
Самым основным в таком случае становится разнообразная система контроля изученного материала с помощью электронной почты.      
Использование мультимедийных программ дает возможность расширить диапазон восприятия учебного материала, как на  аудиторных занятиях, так и в самостоятельной работе студентов (презентации, учебные фильмы).    
Различные электронные учебники, обучающие специализированные программы, комплексы и тренажеры-имитаторы технологических процессов которые способны повысить эффективность обучения за счет доступности методического материала, возможности на примерах обучиться решению поставленных задач. Для преподавания специальных нефтяных дисциплин адаптирована технология программированного обучения с использованием компьютерного тренажера-имитатора. Данная технология является достоинством программного обучения, т.к. при этом учебный материал дозирован, происходит постоянный контроль усвоения и активная самостоятельная работа студентов. В ходе использования данной технологии  ряд функций преподавателя выполняет обучающая программа. При этом реализуется два основных принципа – уход от контроля  и переход к самоконтролю, перевод педагогической системы на самообучение студентов. Программированное обучение с использованием различных тренажеров-имитаторов направлено на обеспечение студентами ориентированной основы для выполнения упражнений, оказания всевозможной помощи, упрощение условий обучения для сознательного выполнения учебных упражнений и доступность  учебных заданий. Значит, с помощью тренажера-имитатора отрабатываются профессиональные компетенции.
Таким образом, использование информационных технологий в учебном  процессе позволяет повысить эффективность обучения, за счет сокращения времени на переписывания лекций на занятиях, за счет комплексной системы контроля по каждой теме лекционного курса дисциплины, за счет вовлечения каждого студента в образовательный процесс, так как преподаватель на занятиях будет иметь возможность разьяснить более подробно наиболее трудные технологические процессы, но и проконтролировать знания и самоподготовку каждого студента.


Использование ИКТ-технологий в работе библиотеки как ресурсного центра ГАОУ СПО «Альметьевский политехнический техникум»

Авторы: Бакирова  Резида  Гумаровна
e-mail: metod@almetpt.ru
Место работы: Республика Татарстан, г.Альметьевск,
ГАОУ СПО "Альметьевский политехнический техникум"

В 21 веке каждому преподавателю и студенту для овладения процессами «преподавания» и «учения» «желательно владеть тремя языками: родным языком, языком науки, языком технологии», рассматривая их как основы профессиональной деятельности. Одними из современных технологий в образовании являются информационные коммуникационные технологии (ИКТ).  Использование ИКТ в системе среднего профессионального образования способствует обеспечению современного качества образования и позволяет: активизировать познавательную деятельность студентов; расширить возможность самостоятельной деятельности; формировать навыки исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Качественное образование невозможно без использования ИКТ, современного материально–технического обеспечения.
Альметьевский политехнический техникум представляет собой образовательное учреждение, работающее в ИКТ-насыщенной среде.  Для реализации принципов ИКТ библиотека техникума оснащена персональными компьютерами, которые имеют доступ к Интернет-ресурсам; читальный зал, оснащенный мультимедийной техникой (проектор), электронной библиотекой. Каждый  студент техникума  имеет доступ к современному персональному компьютеру, с выходом в интернет и студенческую информационную среду.
Одной из важнейших задач, практически всегда стоявших перед человечеством, является сохранение информации во времени и/или пространстве. Но, очевидно, что объёмы информации, хранящиеся в традиционной форме, делают всё более затруднительной работу с ней: хранение, распространение, поиски, учет и т. п. Развитие
вычислительной техники позволило сохранять и распространять информацию в электронной форме, что играет революционную роль в истории человечества, аналогичную изобретению книгопечатания. Электронная форма позволяет на сегодня хранить наиболее надежно и компактно, распространять ее намного оперативнее и шире. Поэтому основные задачи электронной библиотеки техникума – интеграция информационных ресурсов и обеспечение эффективной навигации в них, что способствует объединению электронных документов и справочников различного вида с целью их широкого использования, что предоставляет студенту возможности использования данных предпочтительно в функционально однородной среде.
На сегодняшний день у любого студента  имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения  в процессе обучения разнообразных средств ИКТ таких, как MS Excel, MS PowerPoint, MS Word, Компас,  AutoCad, SCAD Office, ресурсы Интернет и др. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен информацией в студенческой среде, расширяются интеллектуальные умения и кругозор студентов.
Ресурсы библиотеки  учувствуют в формировании  конкурентоспособного студента на современном рынке труда, повышая уровень знаний, культуру (ценности, ориентации и уровень развития).
Таким образом, библиотека нашего учебного заведения  вносит вклад в создание информационно-образовательной среды и способствует ее успешному функционированию,  обеспечивает современному студенту осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на его профессиональное и личностное развитие. Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню учебно-образовательной деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности.

  

Использование информационных технологий в процессе преподавания общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин

Авторы: Сильченко Татьяна Александровна,
Талипова Асия Гафиятовна
e-mail: metod@almetpt.ru
Место работы: Татарстан, г.Альметьевск,
ГАОУ СПО "Альметьевский политехнический техникум"

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается, что в  последнее время государство испытывает острую необходимость в грамотных специалистах, которые могли бы решать производственные задачи и проблемы, оперировать междисциплинарными категориями и комплексно воспринимать инновационный процесс. Этому способствует использование информационных технологий.  
Информационные технологии обучения определяют как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Эти технологии классифицируют знания студентов на явные и неявные или, как их стали звать, артикулируемые и не артикулируемые. Артикулируемая часть знаний передается студентам с помощью порций информации (текстовой, графической и т.д.) в определенной последовательности и обеспечивает контроль за усвоением в точках учебного курса, определенных преподавателем. Не артикулируемая часть знаний охватывает умения, навыки, интуитивные образы и другие части человеческого опыта, которые не могут быть переданы студентам непосредственно, а «добываются» ими в ходе самостоятельной познавательной деятельности при решении практических задач.
Согласно отечественным технологиям обучения, главной фигурой учебно-воспитательного процесса остается преподаватель, а при использовании информационных технологий перераспределяются лишь его функции, усиливается его роль в организации учебно-воспитательного процесса.
Эффективность применения информационных технологий в обучении во многом зависит от того, насколько методически грамотно и педагогически оправдано их включение в структуру учебно-воспитательного процесса.
 Среди фундаментальных наук физике принадлежит особая роль в подготовке выпускников средних специальных учебных заведений к активному и деятельному участию в современном производстве.
При проведении занятий по курсу общей физики, гидравлики, термодинамики  информационные технологии можно использовать в трех направлениях:
1. Для сопровождения лекционных занятий (презентации в Power Pоint, интерактивной доски); 
2. Для индивидуального контроля знаний студентов (тестирование, On-lain тестирование);
 3. Для организации самостоятельной работы студентов (электронные учебники, электронная справочная литература, интернет-ресурсы др.).
Для этого необходимо, чтобы сам преподаватель хорошо владел информационными технологиями. Умел: качественно обеспечивать эффективный поиск информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, готовыми программно-методическими комплексами; использовать информационные технологии, цифровые образовательные ресурсы.
На сегодняшний день преподавателями общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин  техникума активно разрабатываются и внедряются методические системы обучения с ориентацией на развитие профессиональных умений и навыков, идет процесс совершенствования форм и методов учебной деятельности за счет более широкого доступа информации, ее обработки и использования. Степень объективности повышается за счет использования компьютерных методик контроля:  контрольно измерительные материалы для рубежной и итоговой аттестации, программированный контроль знаний.
Однако, нельзя оставить без внимания и тот факт, что по объективным причинам студентами техникумов в большинстве своем становятся выпускники школ, слабо мотивированные на самостоятельное приобретение знаний, с низким уровнем сформированности широкого спектра умений (умений работы с разнообразными источниками информации, умения постановки образовательной цели и планирования своих действий, умения выбора адекватных поставленной цели средств, методов и способов ее достижения), а зачастую и с низким уровнем знаний ПК.  Поэтому преподаватели стараются организовать работу студента таким образам, чтобы буквально с первых дней обучения в техникуме он ощущал, что без информационных технологий не обойтись. Во время обучения в техникуме студенты принимают активное участие в различных научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах и т.д. Чаще всего такие мероприятия также проводятся с применением информационных технологий, то есть основным содержанием учебной работы становится творческая деятельность студентов и преподавателей.
   Использование информационных технологий в учебном процессе качественно меняет его содержание, так как позволило увеличить объем информации, ее сбор, хранение, обработку, передачу информации, усовершенствовать процессы поиска, вычислений, обработки данных.

  

Использование ИКТ на уроках музыки.

Автор: Халитова Наталья Леонидовна, 
Место работы: МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №1 – Базовая школа»

Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой. Вслед за другими предметами ИКТ начинают проникать и в школьный кабинет музыки. Как могут изменить ИКТ привычные виды деятельности на уроке музыки, и какие новые виды деятельности могут возникнуть в связи с их использованием? На уроке музыки ИКТ играют огромную роль. Внедрение ИКТ на уроке помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. Предоставляется широчайшая возможность  для успешного совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, лишь положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, сделает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечит оптимальное музыкальное развитие учащихся. Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
Компьютер прочно уже вошел в систему образования. Направления использования ИКТ в работе учителя музыки:
  • как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);
  • закрепление изложенного материала (обучающие программы)
  • проведение практических занятий, самостоятельной работы;
  • контроль и проверка знаний учащихся (викторины, тесты)
  • диагностика качества обучения (тесты);
  • подготовка презентаций, докладов, выступлений;
  • самообразование учащихся и педагогов;
  • видеосъемка школьных мероприятий и создание видеотеки.
 Цифровой образовательный ресурс для уроков музыки может включать в себя:
  • Видеоряд: фрагменты из опер, балетов. Опер, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов , фрагменты народных праздников.
  • Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика. Иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии.
  • Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.
  • Звуковые фонограммы музыкальных произведений. А также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
  • Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов(эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь(вербальная (словесная) характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.
  • Творческие(интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.
     Используемые мною педагогические технологии (в том числе и ИКТ) ориентируют учащихся на метод проектов, на обучение в сотрудничестве, проблемное и исследовательское обучение. При использовании новейших средств обучения у моих учеников возникает желание и формируется умение самостоятельно работать. Локальная сеть школы дает возможность выйти в Интернет, получить массу дополнительной информации по предмету, помогает школьнику успешно самореализоваться.
     Условия моего   учебного кабинета позволяют ежедневно и продуктивно использовать ИКТ технологии.

    


Интерактивная доска на уроках математики.

Автор: Антонова Елена Леонидовна
Место работы: Пермский край, г.Горнозаводск,
 МБОУ «СОШ №1»

XXI век – век компьютерных технологий. Новое поколение школьников выросло на компьютерах и мобильных телефонах. Информатизация охватила сегодня все стороны жизни, в том числе и образование. В последнее время происходит бурное развитие информационных технологий. И при этом меняется роль учителя. Чтобы идти в ногу со временем, педагог использует различные информационные технологии на уроках. Появилась возможность изменить традиционное проведение урока, сделать урок более увлекательным, насыщенным.
Работая в школе 25 лет, я всегда следовала девизу учить с увлечением. Научить детей математике можно, когда ученик заинтересован в получении знаний, когда у него есть успехи. Поэтому я с удовольствием использую различные информационные технологии  на своих уроках, чтобы увлечь ребят.  Свой опыт применения информационных технологий я начала с презентаций, которые позволяют наглядно показать на уроке новый материал, привлечь внимание учащихся, увеличить темп урока. Далее  стала применять в своей работе интернет – технологии. Очень удобно использовать интернет – ресурсы на уроках стереометрии, огромную помощь оказывают различные сайты при подготовке к внеклассной работе, олимпиадам и, конечно, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Но время идет вперед. В этом году я решила попробовать провести урок с использованием интерактивной доски. И получила огромное удовольствие.
Использую доску с ПО SMART Notebook. В интернете нашла сайт «Сеть творческих учителей», который помогает осваивать интерактивную доску, имеет методическую базу. Интерактивная доска объединяет в себе все преимущества современных компьютерных технологий:
- активизирует внимание учащихся;
- позволяет рационально использовать время на уроке;
- выводит процесс обучения на качественно новый уровень.
Что же такое интерактивная доска? Это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Одно прикосновение к поверхности интерактивной доски равносильно щелчку левой кнопки мыши. То есть маркер заменяет компьютерную мышь. На интерактивной доске можно работать как с дисплеем компьютера. Поверхность доски может выполнять не только роль экрана, но и обыкновенной доски. Можно выполнять пометки прямо на презентации, использовать различные инструменты для рисования, перемещения объектов, закрывать экран и открывать в нужное время на уроке, применять различные режимы работы. Всю проведенную работу можно сохранить в компьютере для дальнейшего просмотра и анализа. Работа с ИД позволяет также проверить знания учащихся, вовлечь в дискуссию. На уроках математики можно быстро воспроизводить графики сложных функций, одним движением руки изменить масштаб графика, решать графически большое количество уравнений и неравенств. Наглядность интерактивных досок – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. И учитель при этом работает с классом, а не сидит за компьютером.
Интерактивную доску обучающиеся осваивают даже быстрей учителя.  Все учащиеся на уроках с применением ИД начали проявлять активность. Я  заметила, что даже ребята, которые к доске с мелом выходили без желания, сами просятся поработать с интерактивной доской. Уроки стали более интересными и увлекательными, а ученики более внимательны и заинтересованы. Сейчас ребята с нетерпением ждут таких уроков. А я получаю огромную радость от того, что на уроке с желанием работают практически все. Итак, применение интерактивной доски на уроках математики позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы. Опыт работы с ИД у меня еще очень маленький, но я обязательно буду продолжать применять интерактивную доску на своих уроках.
Хотелось бы заметить, что использоваться интерактивная доска не может весь урок. Согласно санитарно – гигиеническим нормам с ней разрешается работать не более 20 минут на уроке. И на каждом уроке совсем не обязательно использовать интерактивную доску. Применение только ИД на уроке математики не решает всех проблем в обучении. Необходимо соблюдать принцип «в нужном месте, в нужное время, в нужном объеме».

Ресурсы, использованные при подготовке доклада:


Использование Интернет – технологий в реализации системы контроля и оценки учебных достижений учащихся

Автор: Туляева Юлия Владимировна
e-mail: Ylia_18@bk.ru
Место работы: Пермский край, с. Култаево,
 МОУ Култаевская СОШ

Образовательный процесс в школе требует к себе применения новых педагогических технологий. Современные технологии дают возможность учителю создавать урок нового формата, привлекать дополнительные ресурсы на этапе достижения поставленной цели урока, организовывать продуктивную самостоятельную работу учащихся.
Интернет – технологии, что это такое? Под данным словосочетанием подразумеваются технологии создания и поддержки различных информационных ресурсов в компьютерной сети Интернет, то есть практически все инновационные процессы, которые выполняются онлайн.
Что дает применение Интернет - технологии на уроках?
1. Активизацию познавательной деятельности субъектов обучения за счет оптимально подобранных Интернет – технологий для определенных этапов учебного процесса.
2. Углубление межпредметных связей и дифференциации обучения в ходе учебно-воспитательного процесса.
3. Вовлечение учащихся в проектирование.
Используя  технологии и ресурсы интернета в обучении, можно выделить разные формы:
1. дистанционная, с использованием электронной почты, чат-взаимодействия, видеосвязи;
2. очно-дистанционная (доля очных занятий в классе сопоставима с количеством дистанционных занятий, проводимых удаленным от учеников педагогом);
3.  дополнять очную форму по отдельным параметрам, например, педагог проводит занятия с учениками в очной форме, но при этом используются материалы из сети Интернет: «виртуальные путешествия», Интернет - практикумы, экскурсии и др. [1].
С помощью Интернет – технологий можно более качественно организовать:
·    работу с часто болеющими детьми;
·    выполнение проектов и исследовательских работ;
· работу с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
·    занимательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы);
·    обучение на дистанционных курсах, заочных школах;
·    подготовку к единому государственному экзамену (ЕГЭ).
В своей работе учитель чаще использует:
1.  электронную почту и чат (рассылка учебных заданий и материалов с помощью сайта Web2edu.ru);
2.   ресурсы мировой сети Интернет (можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал для повторения или изучения тем курса, как в очном, так и дистанционном режиме работы). Просмотр сайтов с Интернет уроками, видео уроками, сайты, созданные опытными преподавателями, на которых опубликованы лекции и их можно открывать в любое удобное время. Использовать на уроках иллюстративный материал – коллекции ЦОР, история вычислительной техники, электронные справочники.
3.  гипертекстовые среды  (Интернет – серверы, где учитель может разместить учебные материалы, которые  могут носить обучающий характер, или же контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов). Например, учитель использует: собственные сайты, где имеются ссылки на различные электронные образовательные ресурсы, дистанционные конкурсы; интеллектуальную тестовую систему по информатике.
Таким образом, использование Интернет – технологий позволяет качественно улучшить проверку знаний и умений учащихся, заинтересовать учащихся за счет самоорганизации и умения взаимодействовать с компьютерной техникой, научить самостоятельно планировать процесс обучения.

Список используемой литературы:
  1. Андрианова Г. А. Функции субъектов дистанционного обучения в структуре школьного образовательного сайта // На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов /под ред. Ю.И. Дика, А.В.Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2000.
  2. Сайты с Интернет уроками: http://inf.reshuege.ru/, http://www.internet-school.ru/, http://interneturok.ru/, http://videouroki.net, http://doma10.ucoz.ru
  3. Интернет ресурсы:  http://school-collection.edu.ru, http://historyvt.narod.ru/, http://as-school4.edu.tomsk.ru/site/ss/index.html, http://kobriniq.ru/spravochnik-po-informatike/spravochnik-po-informatike, http://konsulytant-inf.narod.ru/ss-16.htm.




Использование ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе.

Автор: Шерстобитова Нина Александровна
e-mail: nina.sak@ yandex.ru
Место работы: г. Горнозаводск, 
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» 

         Работаю в начальной школе по образовательной системе «Гармония».  Через уроки литературного чтения формирую  ученика – читателя. Очень ценным в этом плане считаю  программу литературного чтения и учебник «Любимые страницы», автор О.В.Кубасова. Литературное образование и развитие предполагает подготовку читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу. Ставлю перед собой цель: пробудить у детей интерес к чтению, литературно-творческой деятельности, научить школьников с помощью книг не только приобретать новые знания, но и получать эстетическое наслаждение от художественных текстов, сформировать интерес к собственной литературной деятельности. Учу детей читать – думать, читать – чувствовать, читать – жить, читать-творить.      
      XXI век — век высоких компьютерных технологий. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер.  Информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью любого современного урока и  позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, умение самостоятельно приобретать новые знания.
       Что даёт применение ИКТ на уроке?
1)    активизируется познавательная деятельность учащихся;
2)    обеспечивается дифференциация обучения;
3)    повышается объем выполняемой работы;
4)    формируются навыки  исследовательской деятельности;
5)    расширяется возможность самостоятельной деятельности;
6)    расширяется кругозор учащихся;
7)    создаются условия для сотрудничества учителя и учащихся;
8)     повышается качество усвоения учебного материала.
  Использование ИКТ в учебном процессе позволяет организовать различные виды деятельности учащихся: информационно-учебную, учебно-игровую, исследовательскую, самостоятельную.
    Как можно использовать ИКТ на уроках литературного чтения?
1. Подбор иллюстративного материала к уроку.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых презентаций.
4.Создание презентаций в программе Рower Рoint учителем и учениками. Использование в презентациях анимации, музыкального или голосового сопровождения.
5. Создание диафильма по заданной теме. Дети иллюстрируют произведения (групповая работа).  Рисунки сканируются, и каждая группа создаёт диафильм.
7. Использование фрагментов видеофильмов.
8. Создание карточек с индивидуальными заданиями, познавательными текстами.
Всё это делает урок ярким, живым, эмоциональным. Известно, что информация, воспринятая зрительно, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. Но надо помнить, что непрерывная длительность занятий с использованием компьютера не должна превышать для учащихся 1 классов-10 минут, 2-4 классов-15 минут.
      На каких этапах урока литературного чтения можно использовать ИКТ? Для создания эмоционального настроя на урок, при проверке домашнего задания,  при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала,   при обобщении и закреплении, при организации текущего контроля знаний.
        Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать не только интеллектуальные, но и творческие способности ученика. Истинное чтение  - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Творческий подход к урокам литературного  чтения, активное использование ИКТ помогают формировать ученика-читателя, творческую личность.
      Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться и ученику,  и учителю. Использование ИКТ на уроках литературного чтения позволяет сделать каждый урок развивающим, динамичным, здоровьесберегающим,  личностно-ориентированным. А всё вместе способствует повышению качества образования.

      Использованная литература.
Киселёв Г.М., Р.В. Бочкова  Информационные технологии в педагогическом образовании. Москва, «Дашков и К», 2012
Федяинова Н.В.  Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы. Учебно-методическое пособие, Омск, 2004



Информационно-коммуникационные технологии как способ повышения качества образования

АвторМаренникова Татьяна Евгеньевна,
e-mail: marennikova64@gmail.com
Место работы: Пензенская обл., г. Кузнецк, 
ГБОУ СПО ПО «Кузнецкий колледж электронной техники»
 
Современный этап развития научно-технического прогресса связан с построением информационного общества. Программа широкомасштабной информатизации образования предусматривает формирование и развитие критически мыслящей личности, способной к постоянному повышению своего культурного и профессионального уровня, умеющей эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Основной вопрос, возникающий перед преподавателем любой дисциплины, можно сформулировать так: «Как наиболее эффективно передать знания студенту?».
Под эффективностью передачи знания следует понимать не только способность студента воспроизвести пройденный материал, но и присвоение им полученных знаний, умение обобщать и применять эти знания при решении конкретных задач.
Информационно-коммуникационные технологии  (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должны ставить своей целью реализацию следующих задач:
- поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
- поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
- реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.
Применение ИКТ в образовательном процессе является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.
Сегодня преподаватель по любой дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время преподавателя и студента, позволяет студенту работать в своем темпе, позволяет преподавателю работать со студентом дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ преподаватель не должен забывать, что это УРОК, а, значит, составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом ИКТ не заменяет преподавателя, а только дополняет его.
ИКТ может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
Использование ИКТ в предметной деятельности педагога: разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность педагогов – позволит повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие студента эффективным, откроет новые возможности образования не только для студента, но и для самого педагога. В практике работы педагога использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед педагогом должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу.
Организация образовательной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения улучшает результат образования, и помогает решить ряд задач:
- сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
- существенно расширить понятийный ряд тем, делая их доступными и понятными детям;
- обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей;
- активизировать творческий потенциал студента, способствовать воспитанию интереса к процессу образования.
В образовательном процессе применение ИКТ раскрывает большие возможности: познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства студентов с различными дисциплинами, развивают интерес студентов к научной деятельности.

Список используемых источников:
1.     http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/69/3717/;
2.     http://omkpt.ru/courses/management/12;
3.     http://www.science-education.ru/19-659;
4.     http://him.1september.ru/article.php?ID=200701202