Автор: Гарифьянова Люция Харисовна,
e-mail: garifl@mail.ru
Место работы: Кировская область, с. Савали,
Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение
среднего профессионального образования "Савальский политехнический техникум"
Введение Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования основывается на модульно - компетентностном
подходе к проектированию содержания образования и организации учебного
процесса. Создание инновационного образования, ориентированного на потребности
работодателя, и придание ему динамического развития является главной задачей
современного педагога. С внедрением компетентностного подхода в образовании,
возрастает роль организации учебного процесса на основе применения современных
информационно-коммуникационных технологий, как ведущего фактора развития
инновационной деятельности педагога. И чем выше ИКТ-компетентность
педагога, тем выше интерес и подготовка обучающихся. Особое
внимание уделяю реализации педагогической деятельности в тесной взаимосвязи с
современными мультимедийными технологиями. На занятиях по учебным дисциплинам
«Операционные системы и среды», «Распределенные системы обработки информации» и
профессиональным модулям ПМ 01. «Обработка отраслевой информации», ПМ 02. «Разработка,
внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности» по
специальности 230701 «Прикладная информатика (по отраслям)» я
активно применяю мультимедийные технологии, телекоммуникации и ресурсы
Интернета. Накопленные материалы по содержанию занятия преобразовываю в
слайд-лекцию, созданную в программе MS Power Point. Во-первых, использование
мультимедийных презентаций помогает обеспечить наглядность, которая
способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Презентации облегчают показ рисунков, схем, графиков, фотографий. Кроме того,
используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамичных
процессов. Еще одно преимущество - проигрывание аудиофайлов. Все вместе это
обеспечивает "эффективность" восприятия информации - излагаемый
материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне
ощущений. Так информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции. Вторым
преимуществом мультимедийных презентаций является быстрота и удобство
воспроизведения всех фотографий, графиков и т. п. В-третьих, презентации дают
возможность показать структуру занятия: в начале урока можно раздать распечатки
плана лекции или урока, а затем с помощью заголовков на каждом слайде дать
возможность следить за ходом изложения материала. Занятие по дисциплине
«Операционные системы и среды» на тему «Компьютерные
вирусы и антивирусные программные средства» было проведено в форме
мультимедийной презентации. В ней использовались различные способы
представления информации: текст, графика и анимация. В качестве проверки уровня
усвоения учебного материала был проведен открытый тест. По учебной дисциплине
«Операционные системы и среды» я разработала электронный учебник, в
соответствии с требованиями ФГОС. На мой взгляд, применение электронного
учебника продиктовано современным принципом образования. Я использую его как электронный
образовательный ресурс для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов
на очной и заочной формах обучения. Для текущего, рубежного, промежуточного
контроля по учебным дисциплинам и профессиональному модулю ПМ 01. «Обработка
отраслевой информации» в программе «My Test» разработаны электронные дифференцированные
тесты. Кроме того, используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна
демонстрация динамичных процессов. На практических занятиях по МДК 01.01.
«Обработка отраслевой информации» в группе И-21 по теме «Основы построения
графических изображений» я применила видеоролики для демонстрации приемов
работы в графических редакторах Adobe
Photoshop
и CorelDraw.
В результате студенты успешно справились с заданиями практических работ: «Обработка растровых изображений в графическом
редакторе Adobe
Photoshop»
и «Обработка векторных изображений в
графическом редакторе CorelDraw». Применение мультимедийных технологий
на аудиторных занятиях с целью реализации компетентностного подхода при
подготовке студентов позволяет обеспечить переход от механического усвоения
знаний к овладению навыками самостоятельно приобретать новые знания и умения,
приобщает обучаемых к современным методам работы с информацией. Мультимедийные
технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы
обучения; способствуют сохранению и развитию индивидуальных способностей
обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей;
стремлению к самосовершенствованию, осуществлять
коомпетентностно-ориентированный подход.
Список литературы
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: Учебное пособие/ И. Г. Захарова. - М. : Академия, 2010. — 192 с.
- Тужилова Г.П. Применение информационных технологий при преподавании [Текст]/ Г.П. Тужилова // Специалист. – 2009. - №2. – 20 с.