четверг, 13 февраля 2014 г.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Автор: Буслаева Надежда Витальевна,
e-mail: zapivalova_nadin@rambler.ru
Место работы: Пермский край, г.Чайковский, 
ГБОУ СПО "Чайковский медицинский колледж"

Информатизация любой сферы жизни общества требует качественных специалистов, владеющих новыми информационными и коммуникационными технологиями. Задача учебного заведения сформировать информационную культуру и информационную компетентность, которая включает в себя способность к самостоятельному поиску и обработке информации,  необходимой для качественного выполнения профессиональных задач. Все подходы к определению этого набора компетентностей имеют общее свойство – их можно развивать средствами занятий информатики.
Специфика преподавания информатики в медицинском колледже состоит в преломлении содержания дисциплины к будущей профессиональной деятельности. Выбрала и внедряю в практику своей работы формы активного обучения студентов, применяя особенности личностно-ориентированного и деятельностно-ценностного обучения.
Личностно-ориентированное обучение позволяет мне учитывать особенности студентов, связанные с природными задатками, работать как со "слабыми" студентами, так и с более сильными. Деятельностно-ценностные технологии играют важную роль при формировании информационной компетентности студентов.
В своей профессиональной деятельности использую элементы технологии ТОГИС (Технология Образования в Глобальной Информационной Сети), автором которой является В.В.Гузеев и направляемое проектное обучение. Также перспективным в плане формирования профессиональной компетентности является метод "Кейс-стади" (конкретной ситуации).
Так при изучении темы "Технология обработки числовой информации. Табличный процессор Microsoft Excel. Графическое представление числовой информации" необходимо было определить по числовым данным в таблице тип лихорадки (данная тема изучается студентами на первом курсе по дисциплине "Основы сестринского дела"). Студенты предложили построить температурный лист, обосновали преимущества использования "электронного" температурного листа.
Студенты-старшекурсники при заполнении медицинской документации пришли к необходимости использования шаблонов. Так разрабатываются на занятии шаблоны "Статистический талон", "Лист нетрудоспособности".
Все занятия по дисциплинам "Информатика" и "Информационные технологии в здравоохранении" проводятся в соответствии с рабочими программами. По каждой теме предмета предусмотрена самостоятельная работа студентов, как аудиторная, так и внеаудиторная.
Для формирования информационной компетентности  в профессиональной деятельности наряду со стандартными теоретическими и практическими занятиями проводятся интегрированные с другими дисциплинами. На этих занятиях компьютер выступает как инструмент для решения учебных задач, максимально приближенных к практической деятельности.
Например, разработаны интегрированные занятия по следующим дисциплинам:
-основы сестринского дела (ОСД) и информатика – построение температурного листа.
-правовое обеспечение и информатика – тема "Правовая консультация" – решение конфликтных ситуаций и поиск информации в программе "Консультант Плюс".
-гигиена и информатика – расчет среднесуточной калорийности с помощью программы "Питание".
При решении профессиональных задач (выполнение расчетов для индивидуальных работ по спецдисциплинам, написание рефератов, выполнение  проектов) студент может самостоятельно выбрать программные средства из своего арсенала, чтобы максимально эффективно выполнить свое задание и продемонстрировать результаты, тем самым показать свою профессиональную компетентность, в частности компетентность в области информационных технологий. В зависимости от поставленных задач, студенты используют всевозможные средства:
-MS Word – оформление печатных работ,
-MS Excel – выполнение расчетов, построение диаграмм и графиков по данным медицинской статистики,
-MS PowerPoint – создание презентаций для санпросветработы, оформление портфолио, мультимедийное сопровождение к докладу,
-"Консультант Плюс" – поиск правовой информации, работа с нормативными документами, регламентирующими деятельность медицинских работников, знакомство с действующими приказами.
Для развития навыков самостоятельной работы студентов созданы все условия: возможность доступа в компьютерный кабинет во внеучебное время, пополняется библиотека электронных образовательных ресурсов, разработаны методические пособия для самостоятельной работы студентов, имеется выход в Интернет в компьютерных классах и в библиотеке.

Все вышеперечисленное дает студенту возможность, выйдя из стен колледжа стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью, информационно компетентным специалистом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий