среда, 12 февраля 2014 г.

Проектная и научно – исследовательская деятельность как одно из условий развития творчества детей и определения их профессиональных предпочтений

Автор: Банникова Лидия Борисовна,
e-mail: blb_kei@mail.ru
Место работы: г.Пермь, МАОУ ДОД "Дворец детского (юношеского) творчества" 

Система дополнительного образования  предназначена удовлетворить индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей – способствовать развитию личности каждого ребёнка.
В рамках отдела естественнонаучной деятельности учащихся ДД(Ю)Т, где главной задачей является поиск и воспитание наукоориентированных детей, много сил и внимания уделяется выявлению талантливых детей и развитию их способностей, и определению их профессиональных предпочтений.
Программа «Основы программирования и использования персонального компьютера», предусматривающая  именно такие цели, разрабатывалась более 25 лет. Она предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательных школ, интересующихся программированием, информатикой, и рассчитана на четыре года обучения. В рамках программы предусмотрены три уровня обучения: первый уровень – введение в программу, второй уровень – изучение и усвоение базового курса как основы для самостоятельного исследования и творчества, третий уровень – глубокое усвоение материала, творческое использование полученных знаний, предпрофессиональная подготовка. До 30% детей, поступивших на начальном этапе, заканчивают полный курс и связывают свою будущую специальность с программированием, математикой  или информатикой.
Формой отчётности по итогам учебного года является компьютерная программа, написанная учащимся на языке, изучаемом в секции. Программа – это результат проективной деятельности обучающегося,  В зависимости от уровня освоения программы это может быть сайт, учебная программа, являющаяся дополнительным развитием рассмотренных на занятиях примеров, или полностью самостоятельно выполненная  компьютерная программа.
На первом образовательном уровне работа учащегося представляется на «суд» родителей: на конференции для родителей, а на втором и третьем уровне – учащиеся выступают со своими работами на научно-практической конференции  ДД(Ю)Т, лучшие работы представляются на областной и всероссийские конкурса работ учащихся. На проектную деятельность в программе отводится от 20 до 25 процентов учебного времени.
 По определению проект – это реалистичный замысел о желаемом будущем; содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости.
На практике проект – это в первую очередь -  постановка задачи. Для неё выделяется специальное время в учебном курсе: на ряде занятий происходит обсуждение тех целей  - программ, которые хочет создать каждый обучающийся. Это может быть сайт,  электронный справочник, электронный учебник или лабораторная работа, тест, игра, система тестирования, задача численного моделирования и т.д.  В процессе обсуждения учащимися рассматриваются пути решения поставленной задачи, выдаются советы и рекомендации товарищами по секции. Очень часто в процессе обсуждения происходит переосмысление постановки задачи от «Я – хочу» до «Я – могу». Но при этом не отвергаются самые невероятные задумки. Это очень важный момент в учебном процессе. Важно детям и педагогу реально оценить возможности учащегося и поставить перед ним реально решаемую задачу, получить положительный конечный результат в зависимости от индивидуального уровня усвоения программы.
Второй этап в проектировании – выбор путей и средств для достижения цели: поиск методов, изучение дополнительных средств программирования, сбор информации из учебников, справочников,  систематизация этой информации, разработка наглядного представления информации. Этот этап несёт элементы исследовательской работы, когда из громадного множества информации выделяется самое основное.
Третий этап – это составление алгоритма, написание программного кода, отладка программы и её тестирование, т.е. подбор примеров, которые смогут проверить устойчивость работы программы, «защиту от дурака»,  достоверность результатов. И здесь обучающемуся надо очень хорошо продумать систему тестов. Тесты программы приходится разрабатывать самим учащимся, а это несомненный элемент прогнозирования и предвидения и, естественно, требует хорошего знания учащимся своей компьютерной программы и её алгоритма.
Четвёртый этап  проектирования – представление программного продукта: демонстрация работы и возможностей программы перед учащимися и родителями на конкурсе исследовательских работ Дворца или на краевом конкурсе, создание презентации, и демонстрации. При этом для успешного результата на конкурсе немалую роль имеет правильное оформление творческой работы – программы, умение красиво и грамотно выстроить своё выступление, убедительно обосновать выбор темы (новизну, актуальность), способы и методы в составлении алгоритма и грамотно продемонстрировать результаты.
На третьем уровне образовательной программы (четвёртый год обучения) обучающиеся, как правило, достигают такой самостоятельности в освоении приёмов программирования, что самостоятельно изучают языки программирования, не предусмотренные программой обучения: PHP, Flash, 3Dmax и  другие.
Опыт показывает, что метод проективной деятельности, способствует сознательному определению сферы познавательных и научных интересов детей, предпрофессиональной ориентации благодаря подбору веера  заданий разного уровня сложности и «неопределённости» как возможности проявления творческих способностей обучающихся.
А, проект — как особая философия образования, является философией цели и деятельности, философией результатов и достижений. Она  может быть принята системой ДО сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельности.
Используемые источники:
Банникова Л.Б. Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы программирования». – Пермь: МАОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Перми, – 2010.
Приложение:

1 Фото участников – победителей открытой 22-ой научно-практической конференции ДД(Ю)Т 24 марта 2013 г

Комментариев нет:

Отправить комментарий