среда, 26 февраля 2014 г.

Работа творческой группы преподавателей «Применение информационной технологии в профессиональной деятельности» по реализации модульно - компетентного подхода в образовании в КОГОАУ СПО «Савальский политехнический техникум»

Автор: Шутова Е.Н.
e-mail: savpt@mail.ru
Место работы: Кировская область, с.Савали, 
КОГОАУ СПО "Савальский политехникум" 

Новые образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС-3 ПО) ориентированы на достижение результата в овладении тем или иным видом профессиональной деятельности, на тесную связь с рынком труда и запросом работодателей, а, следовательно, требуют обновления содержания образования, принципов его реализации, форм организации образовательного процесса. Современный рынок труда нуждается в конкурентоспособном специалисте, профессионале, обладающем высоким личностным потенциалом.
Федеральные государственные стандарты нового поколения предъявляют к образовательным учреждениям новые требования, в том числе к методике преподавания, к учебно-методическим материалам, к квалификации кадрового состава.
Основным результатом деятельности преподавателя должна стать не система знаний, умений и навыков, а формирование профессиональных и общих компетенций. Важными целями образования становятся развитие у студентов способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм,  способность менять сферы деятельности, способы деятельности, четко представлять цели и пути ее достижения. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуация, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.
Компетентный подход в образовании связан с личностно – ориентированным и деятельностным подходом к образованию. Поскольку касается личности студента и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным студентом определенного комплекса действий.
Наиболее успешно компетентностный подход реализуется в информационных технологиях профессиональной деятельности. Именно в ней заложены условия для успешного овладения над предметными умениями и навыками,  формирования активной, инициативной, думающей личности.
В образовательном учреждении созданию естественной среды  для формирования общих компетенций способствует введение в практику работы педагогов метода электронных презентации, который является одной из компетентностно-ориентированных образовательных технологий.
Наша творческая группа «Применение информационных технологии в профессиональной деятельности» начала работать в 2007 году, объединяет педагогов, профессиональный интерес которых направлен на решение актуальных проблем в современной методике преподавания. Поиски активных форм и методов обучения, а также современная компьютеризации и информатизация привели нас к активному внедрению информационных технологий.
Мы рассуждали так: если применение информационных технологии  станет спланированной, целенаправленной и постоянной составляющей образовательного процесса, то мы создадим условия для развития у студентов широкого круга компетенций в области освоения различных способов познавательной  и профессиональной деятельности.
Изучались теоретические аспекты информационной технологии, обсуждались возможности ее использования для достижения высоких результатов в  работе преподавателей и классного руководителя, деятельно обсуждался ход подготовки,  анализировались проведение и результативность занятий и внеклассных мероприятий. Все члены творческой группы подготовили и провели занятия  с применением электронной презентации на различных этапах учебного занятия.
Хворова Н.И., Аскаров М.Р. провели занятия с использованием электронной презентации на этапе закрепления учебного материала с целью концентрации внимания у студентов на основных моментах и проверки знаний в интерактивном режиме.
Шутова Е.Н. (руководитель творческой группы) показала как с помощью электронной презентации можно на занятии по теме «История развития денег» по дисциплине «Основы экономики» наглядно продемонстрировать историю развития денег, используя сочетание устного лекционного материала с изображением и иллюстрациями денежных купюр различного достоинства в разное время. Электронная презентация способствовала формированию и развитию экономической культуры, повышению уровня познавательного интереса к предмету.
2011-2012 учебный год был посвящен разработке, проведению и обсуждению занятии в форме слайд - лекции.
Слайд-лекция – такая форма изложения материала, которая позволяет акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации, используя наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, фото, видео-слайдов и т.п.
Гарифьянова Л.Х. на занятии по дисциплине «Операционные системы и среды по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программные средства» разработала слайд-лекцию на этапе изучения нового материала, что способствовало формированию новых знаний о защите информации о её юридических аспектах, информационной культуры и культуры умственного труда.
Кожевникова Л.В. провела занятия по дисциплине «Физика» изучение нового материала по теме «Дисперсия света. Спектры. Спектральный анализ» в форме слайд-лекций. Педагог показал возможности использования видео и звуковой информации, презентации, на каждом этапе занятий. Что сделало лекцию интересной, наглядной и убедительной за счет использования современных мультимедийных технологий.
В ходе работы творческая группа разработала методические рекомендации по созданию электронных презентаций, которые активно используются студентами и преподавателями при подготовке презентации к исследовательским работам. Студенты при защите курсовых исследовательских проектов на научно-практической конференции в техникуме демонстрируют качественно подготовленные мультимедийные презентации
Бердникова Анастасия и Спиридонов Денис - студенты технического отделения под руководством Гарифьяновой Л.Х., входящая в состав творческой группы, выполнили презентацию к исследовательскому проекту «Исследование стратегии автоматизации бизнес-процессов при проектировании информационной системы».
Целью данного проекта  стало исследование стратегии  автоматизации бизнес-процессов предприятии при проектировании информационных систем.
На дальнейшую активную работу творческой группы вдохновляют следующие результаты:
1. Победа Трапезниковой Елены и Хлюпиной Ольги студентов технического отделения по специальности «АСОИУ (по отраслям)» 2011-2012, 2012-2013 учебные года в областной олимпиаде по ИКТ.
2. Третье место студентки Хлюпиной Ольги в областном конкурсе творческих проектов по ИТ «Сохраним природу Родного края» в номинации «Видеоролик», руководителем проекта была Шутова Е.Н. – руководитель творческой группы.
В условия активных общественных преобразований в нашу жизнь все прочнее входят информационные технологии. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно информационные технологии позволяет студенту решать основные задачи социализации: формировать свою Я – концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Перспективой для творческой группы  «Применение информационной технологии в профессиональной деятельности» является разработка, проведение и обсуждение занятии с использованием Интернет технологий, обобщение своего педагогического опыта.
Умение пользоваться информационными технологиями - показатель высокой квалификации преподавателя, понимания сути происходящих в образовании перемен.

Список литературы
1. Буланова-Топорова, М.В.  Педагогические технологии [Текст]/ М.В.  Буланова-Топорова// Метод проектов, -2004.-С.244-257.
2. Веденский, В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности [Текст]/ В.Н. Введенский// Инновации в образовании,-2003.-№4-С.21-32
3. Никитина Н.Н. Основы профессиональной педагогической деятельности [Текст]/ Н.Н. Никитина// Технология учебного проектирования, -2002.-С.256-253.

Комментариев нет:

Отправить комментарий