среда, 12 февраля 2014 г.

Проектная деятельность на уроках физической культуры

Автор: Захарова Наталья Леонидовна,
e-mail: zaharovanl@yandex.ru
Место работы: г.Пермь, МБОУ "Гимназия № 4 имени братьев Каменских" 
Любой урок физкультуры можно сделать ярким и запоминающимся, интересным и увлекательным, но очень часто на теоретическую часть урока остается мало времени, иногда им приходится жертвовать в пользу двигательной активности. А хочется показать своим ученикам и другую сторону предмета, то что в области физической культуры и спорта можно проводить очень интересные исследования и создавать проекты, да еще и напрямую связанные с развитием нашего организма, а значит,  познать самого себя и сделать много познавательных открытий.
Другая сторона данного вопроса – это то, что в силу своих физиологических особенностей не все учащиеся являются отличниками по физкультуре. Как удержать интерес к уроку  у ребенка и помочь ему быть успешным в освоении такого предмета, как физическая культура? Один из вариантов решения данной проблемы – это использование проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.
Очень часто ученики на уроках задают вопросы: Чем полезно то или иное упражнение для организма? Почему необходимо делать разминку? Почему после урока физкультуры болят мышцы и что сделать, чтобы такого не происходило? Зачем необходима физическая культура? Найти ответ на вопрос можно вместе с ребенком, объяснив ему строение нашего организма и влияние на него физической нагрузки, а можно организовать его деятельность так, что он сам найдет истину в интересующем его вопросе и полученные в ходе его деятельности знания будут более прочными. Урок физкультуры – это деятельность, но любую физическую деятельность должна сопровождать активная умственная работа, которая способствует быстрому прохождению изучаемого материала и успешному освоению двигательными умениями и навыками.
Хочу поделиться опытом о том, как обычный вопрос ребенка: «Зачем мне нужна физкультура?» можно преобразовать в учебно-исследовательский проект. Работать над ним можно как на уроке, так и во внеурочное время, причем выполнить его по силам детям с разной физической подготовкой, и по количеству участников он может быть как индивидуальным, так и групповым.
Учебно-исследовательский проект «Зачем нужна физическая культура? »:
Три раза в неделю мы посещаем урок физической культуры в школе, но многие без желания выполняют упражнения, а кто-то даже находит причины, чтобы не присутствовать на уроке. Мы редко задумываемся над тем, для чего необходим урок физической культуры в школе, какую пользу нашему  организму он приносит.
Гипотеза: Если заниматься физической культурой и спортом регулярно, не пропуская уроки, то можно приобрести знания, умения и навыки, поддержать и сохранить свое здоровье и физическую форму.
Актуальность: Урок физической культуры -  самый простой и доступный способ поддержать и сохранить своё здоровье, физическую форму и приобрести необходимые знания для самостоятельных занятий физкультурой и спортом.
Цель: Расширить знания о пользе физической культуры.
Методы: анкетирование, статистическая обработка данных  анкетирования, сбор и изучение информации о пользе уроков физической культуры,  сравнение, анализ.
Задачи: 1.Разработать анкету и провести опрос на тему «Зачем нужна физическая культура?». 2. Исследовать литературу по данной проблеме. 3.Создать презентацию и подготовить публичное выступление по заданной теме. 4. Ознакомить учащихся с результатами проекта.
Предполагаемый продукт: презентация на тему «Зачем нужна физкультура?»
Этапы проекта: Определение темы, цели и задач проекта; разработка вопросов анкеты; изучение информации о пользе занятий (уроков) физической культурой и спортом для человека; проведение анкетирования и обработка данных опроса; подведение итогов работы; оформление материалов; создание презентации для защиты проекта.
Работа над проектом прививает  учащимся умение заниматься исследовательской деятельностью, в результате которой им приходится не только учиться обрабатывать данные анкеты, строить графики и диаграммы, но и сравнивать, анализировать и делать выводы о результатах проделанной работы. Работа с информационными ресурсами: литературой, интернетом повышает информационную компетентность учащихся. А творческая работа над созданием продукта позволяет развивать потенциал личности. В целом хочется отметить, что проектная деятельность позволяет реализовать требования к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС второго поколения, которые предусматривают развитие личностных, метапредметных и предметных умений.

Литература: 
1. Ступницкая  М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010; 2.Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений . М.: Центр "Школьная книга", 2006.

Комментариев нет:

Отправить комментарий