пятница, 21 февраля 2014 г.

Использование дистанционных форм работы при формировании ключевых компетенций

Автор: Любовь Валентиновна Худякова
Место работы: г.Пермь, 
МАОУ «СОШ № 36» 

Термин «компетенция» не является новым для школьного образования. Но на данном этапе развития школы он выходит на новый уровень. С одной стороны компетенция – это круг полномочий какого-либо лица, с другой стороны – круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями. Данный подход позволяет решать задачи по формированию компетенций у школьников, а именно - учебно-познавательнойкоммуникативной, информационной , личностного  совершенствования .
Дистанционное обучение выступает как форма при формировании данных компетенций. Рассмотрим более подробно возможности информационных технологий и задач по формированию ключевых компетенций.
Невозможно отделить задачи по формированию различных компетенций. Выполняя тот, или иной вид работ ребенок неизбежно сталкивается с необходимостью ставить перед собой цель, планировать свою деятельность – учебно-познавательная компетентность,   находить и отбирать нужную информацию – информационная компетентность, анализировать результаты своей работы – компетентность личностного самосовершенствования, если работа идет в команде не обойтись без коммуникативной компетентности.
 Роль дистанционного обучения в решении этой проблемы становится очевидной. К примеру: выполнение домашней работы может превратиться для ученика из рутинной задачи в творческий процесс.  Было проведено исследование. Ученикам  8 класса было дано задание по теме «Текстовый редактор». Одна группа должна была выполнить задание в тетради и представить отчет  в виде таблицы. Второй группе необходимо было самостоятельно выбрать вид отчета (презентация, создание сайта, создание текстового документа) и отчет отправить по электронной почте на адрес учителя. Результаты показали, что во второй группе задание было выполнено всеми учениками, в то время, как в первой группе задание было выполнено 60% учеников.
Если говорить о формировании компетентностей, то учащиеся второй группы имели большую возможность для реализации своих творческих способностей, нежели ученики первой группы. А формирование компетентностей идет только  при реализации всех умений и способностей ребенка. Кроме того, решалась проблема применения теоретических знаний в конкретных условиях.
          Технология проведения дистанционных  уроков осуществляется при помощи: а) заданий, б) учебных модулей,
в) выполненных работ участников, г) телекоммуникаций (по электронной почте и в чат-режиме),  д) рефлексии.
         Опыт проведения работы по данной технологии был опробован на уроках информатики  в 9 классе при изучении темы «Алгоритмы». Вот, что писали ребята после изучения данной темы: «Вся необходимая информация была доступна и очень удобна представлена в виде схем и таблиц, мне не пришлось тратить много времени для изучения теории, гораздо интереснее было применять знания при решении задач. А еще никто кроме учителя не знал, какие ошибки я сделала. Стоя около доски, я всегда боюсь ошибиться, здесь я этого не боялась».
         Нельзя оставить в стороне ставшими очень популярными в наше время социальные сети. Ни для кого, ни секрет, что большинство учащихся средних школ являются активными участниками таких сайтов, как vkontakte.ru, ребята активно общаются используя возможности программы ICQ, вибер  и т.д.  И учителя должны использовать эту возможность. Такие возможности общения выступают средством формирования коммуникативной компетентности учащихся. Ученики могут свободно обмениваться своими мнениями по предлагаемым им вопросам. Они не боятся быть не услышанными, говорят только на те темы, которые интересны именно им. Таким образом, была проведена серия классных часов о здоровом образе жизни.  На одной из страничек учеников 10 класса были предложены темы для разговора. Ребята самостоятельно определяли вопрос для обсуждения. Получилось несколько групп. После обсуждения в сети, эти вопросы были рассмотрены непосредственно на классном часу. Ребята представили свои отчеты, так же эти отчеты были выложены в интернете, что привлекло еще немало заинтересованных лиц, как среди детей, так и среди взрослых.
Подводя итог можно сказать, что «выделение в содержании образования компетенций предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов имеющих личностно-деятельный характер». [5] Так дистанционное обучение кроме формирования компетентностей способствует решению задач личностно-ориентированного обучения.
         Компетентности многомерны, т.е охватывают все основные группы личностных качеств ученика, его когнитивные возможности, способности к анализу, обобщению.  Использование дистанционных форм обучения способствуют развитию личности ученика, он видит развитие по отношению к самому себе, это же видит и учитель. Что создает дополнительные возможности для развития ребенка.
         Компетентности многофункциональны, поскольку позволяют ученику решать проблемы из разных сфер жизни. Кроме того, одна и та же компетентность, например, коммуникативная, формируется у ученика не только на учебных занятиях, но и вне школы, в общении с использованием информационных технологий, что очень популярно среди учащихся школ. И задача педагога сводится к тому, чтобы использовать возможности дистанционного обучения во благо учеников. При правильном сочетании дистанционных форм и классно-урочной системы создаются дополнительные возможности для успешного обучения.

 Список литературы
  1. Анофрикова С.В. Не учить самостоятельности, а создавать условия для ее  проявления – Физика в школе, 1995, № 3.
  2. Батаршева А.В. Психология индивидуальных различий – М.: Владос, 2001.
  3. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы – Ростов-на-Дону, 1988.
  4. Хуторской А.В. Дистанционное профильное обучение в школе http://www.eidos.ru
  5. О работе секции дистанционное обучение http://pedsovet.alledu.ru/section/distant/index.htm


Комментариев нет:

Отправить комментарий