пятница, 21 февраля 2014 г.

Роль информационных образовательных технологий в преподавании специальных дисциплин

Авторы: Орешина Людмила Николаевна
e-mail: metod@almetpt.ru
Место работы: Республика Татарстан, г.Альметьевск,
ГАОУ СПО "Альметьевский политехнический техникум"

Внедрение информационных технологий в учебный процесс   среднего профессионального образования затронуло не только дисциплины непосредственно связанные  с информатикой и вычислительной техникой, но и последующие специальные дисциплины, которые формируют профессионализм будущего специалиста в области разработки, эксплуатации и бурения нефтяных и газовых скважин.
      Информационные технологии меняют и содержание учебного процесса, и методику преподавания специальных дисциплин. Использование ИКТ-технологий заключается не только в использовании более современных программных продуктов или овладении новым программным обеспечением, но и необходимостью изменения самой методики использования информационных технологий на занятиях и в самостоятельной работе студентов.
     Например, использование сетевых технологий дает возможность качественно по-новому подойти к преподаванию ряда специальных дисциплин. Это заключается в следующем:  лекционный материал  размещается в локальной сети учебного заведения, или выдается в электронном виде каждому студенту  для самостоятельного. То есть каждый студент имеет доступ к лекционному материалу для самостоятельного изучения и работы над ним. Преподавателю необходимо разработать и   осуществить эффективную систему контрольных мероприятий. Качество работы преподавателя здесь оценивается полнотой предоставления, четкостью изложения лекционного материала, ссылками на литературу.  Материал должен ежегодно обновляться. Имея весь учебный материал, студент имеет возможность до лекции ознакомиться с ним,  изучить, и тогда лекция превращается в обсуждение изученного материала.
Самым основным в таком случае становится разнообразная система контроля изученного материала с помощью электронной почты.      
Использование мультимедийных программ дает возможность расширить диапазон восприятия учебного материала, как на  аудиторных занятиях, так и в самостоятельной работе студентов (презентации, учебные фильмы).    
Различные электронные учебники, обучающие специализированные программы, комплексы и тренажеры-имитаторы технологических процессов которые способны повысить эффективность обучения за счет доступности методического материала, возможности на примерах обучиться решению поставленных задач. Для преподавания специальных нефтяных дисциплин адаптирована технология программированного обучения с использованием компьютерного тренажера-имитатора. Данная технология является достоинством программного обучения, т.к. при этом учебный материал дозирован, происходит постоянный контроль усвоения и активная самостоятельная работа студентов. В ходе использования данной технологии  ряд функций преподавателя выполняет обучающая программа. При этом реализуется два основных принципа – уход от контроля  и переход к самоконтролю, перевод педагогической системы на самообучение студентов. Программированное обучение с использованием различных тренажеров-имитаторов направлено на обеспечение студентами ориентированной основы для выполнения упражнений, оказания всевозможной помощи, упрощение условий обучения для сознательного выполнения учебных упражнений и доступность  учебных заданий. Значит, с помощью тренажера-имитатора отрабатываются профессиональные компетенции.
Таким образом, использование информационных технологий в учебном  процессе позволяет повысить эффективность обучения, за счет сокращения времени на переписывания лекций на занятиях, за счет комплексной системы контроля по каждой теме лекционного курса дисциплины, за счет вовлечения каждого студента в образовательный процесс, так как преподаватель на занятиях будет иметь возможность разьяснить более подробно наиболее трудные технологические процессы, но и проконтролировать знания и самоподготовку каждого студента.


Комментариев нет:

Отправить комментарий