вторник, 11 февраля 2014 г.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автор: Стругова Нина Григорьевна,
e-mail: sng21648@mail.ru
Место работы: Пермский край, Частинский район, с. Частые, МБОУ  "Частинская средняя общеобразовательная школа"

Успешность процесса социализации подрастающих поколений зависит от того, насколько школа, различные общественные организации способны обеспечить развитие  самосознания личности, ее самоопределения, самоутверждения в  существующем социуме.
     Наиболее широко охватить все виды деятельности: познавательную, игровую и творческую, задействовав все аспекты жизни детей в начальной школе, позволяет метод проекта.  Технология проектного обучения – это система действий учителя и учащихся по разработке проекта.
     Актуальность: «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев
Задачи проектного обучения - создать условия, при которых   учащиеся: 
самостоятельно и  охотно приобретают недостающие знания из разных
источников, в том числе  интернет - ресурсы.
  1. учатся    пользоваться     приобретёнными     знаниями   для решения познавательных и практических задач;
  2. приобретают     коммуникативные умения,         работая в различных группах;
  3. развивают   исследовательские    умения (выявления   проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  4. развивают системное мышление.
     Метод проектов я широко применяю в своей работе с 2005 года,       как в урочной, так и во внеклассной работе.  Работая по программе УМК «Гармония»  под редакцией     Н.Б. Истоминой  метод проекта   использую на уроках литературного чтения, окружающего мира, трудового обучения, 
изобразительного искусства.
     Положительное отношение к чтению начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем. Здесь включается воображение. С его развития и начинается читатель. Воображение переносит ребёнка в центр событий, происходящих в произведении, и он мысленно становится их участником и главным героем. В учебнике 4 класса  О. В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» есть раздел «Мир – театр, люди актёры…».  Дети с огромным  удовольствием  становятся и артистами, и режиссерами, и художниками по костюмам, и декораторами, и зрителями. Они инсценируют, составляют диафильмы. Придумывают продолжение произведения или изменяют его концовку. Помогает это осуществить метод проекта.
     Дети самостоятельно подготовили два театрализованных представления. Это «Муха Цокотуха» К. И. Чуковского, «Новые приключения Пеппи» по сценарию Е. Кузнецовой, В. Тихомировой. Выступили перед родителями и  перед первоклассниками. Материал нашли в Интернете.
     Общение с природой пробуждает у школьников чувство прекрасного, развивает эстетическое восприятие мира природы.  Через уроки окружающего мира у детей формируются эколого-краеведческие знания и  развитие интеллектуально – творческого потенциала. Пробуют дети выполнять и  индивидуально исследовательские проекты.   Были реализованы проекты по следующим темам: «Красная книга Урала», «Уральские первоцветы находятся под угрозой вымирания», «Улицы нашего села». К ним были созданы презентации.
     На уроках  изобразительного искусства  и трудового обучения      успешно    использую  литературные  произведения,   музыку,   заочные путешествия   в музеи   и картинные галереи  нашей страны. Знакомлю с музеями других  стран. Учу детей понимать произведения искусства, смотреть, видеть и чувствовать. Рисование, конструирование, лепка, моделирование и   проектирование очень интересно детям. Эта работа обогащает ребёнка, помогает раскрытию  его интеллектуально – творческого потенциала. Поэтому дети активные участники различных конкурсов рисунков и поделок.
          Ежегодно, начиная с 2010 года, для учащихся начальных классов проводится конкурс научно - исследовательских работ. Вот темы проектов моих учеников: «Главная улица моего села», «Мыльные пузыри»,  «Свойства соли», «Изготовление бумаги в домашних условиях», «История мыловарения. Изготовление мыла в домашних условиях». Все проектные работы заняли призовые места не только на школьном уровне, но и на районном.
        Таким образом, через технологию проектного обучения мне удаётся
 повышать степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско - творческой деятельности.

Литература

1. Intel «Обучение для будущего. Основной курс». М., 2007.
2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001.
3. Матяш. Н.В. Проектная деятельность младших школьников. М., 2002.


Комментариев нет:

Отправить комментарий