Авторы: Сильченко Татьяна Александровна,
Талипова Асия Гафиятовна
e-mail: metod@almetpt.ru
Место работы: Татарстан, г.Альметьевск,
ГАОУ СПО
"Альметьевский политехнический техникум"
В
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
подчеркивается, что в последнее время
государство испытывает острую необходимость в грамотных специалистах, которые
могли бы решать производственные задачи и проблемы, оперировать
междисциплинарными категориями и комплексно воспринимать инновационный процесс.
Этому способствует использование информационных технологий.
Информационные
технологии обучения определяют как совокупность электронных средств и способов
их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Эти
технологии классифицируют знания студентов на явные и неявные или, как их стали
звать, артикулируемые и не артикулируемые. Артикулируемая часть знаний передается
студентам с помощью порций информации (текстовой, графической и т.д.) в
определенной последовательности и обеспечивает контроль за усвоением в точках
учебного курса, определенных преподавателем. Не артикулируемая часть знаний
охватывает умения, навыки, интуитивные образы и другие части человеческого
опыта, которые не могут быть переданы студентам непосредственно, а «добываются»
ими в ходе самостоятельной познавательной деятельности при решении практических
задач.
Согласно
отечественным технологиям обучения, главной фигурой учебно-воспитательного процесса
остается преподаватель, а при использовании информационных технологий перераспределяются
лишь его функции, усиливается его роль в организации учебно-воспитательного
процесса.
Эффективность
применения информационных технологий в обучении во многом зависит от того,
насколько методически грамотно и педагогически оправдано их включение в
структуру учебно-воспитательного процесса.
Среди фундаментальных наук физике принадлежит
особая роль в подготовке выпускников средних специальных учебных заведений к
активному и деятельному участию в современном производстве.
При
проведении занятий по курсу общей физики, гидравлики, термодинамики информационные технологии можно использовать в
трех направлениях:
1.
Для сопровождения лекционных занятий (презентации в Power Pоint,
интерактивной доски);
2.
Для индивидуального контроля знаний студентов (тестирование, On-lain
тестирование);
3. Для организации самостоятельной работы
студентов (электронные учебники, электронная справочная литература, интернет-ресурсы
др.).
Для этого необходимо,
чтобы сам преподаватель хорошо владел информационными технологиями. Умел: качественно
обеспечивать эффективный поиск информации, ее адаптацию к особенностям
педагогического процесса и дидактическим требованиям, квалифицированную работу
с различными информационными ресурсами, готовыми программно-методическими
комплексами; использовать информационные технологии, цифровые образовательные
ресурсы.
На сегодняшний день
преподавателями общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин техникума активно разрабатываются и внедряются
методические системы обучения с ориентацией на развитие профессиональных умений
и навыков, идет процесс совершенствования форм и методов учебной деятельности
за счет более широкого доступа информации, ее обработки и использования.
Степень объективности повышается за счет использования компьютерных методик
контроля: контрольно измерительные материалы
для рубежной и итоговой аттестации, программированный контроль знаний.
Однако,
нельзя оставить без внимания и тот факт, что по объективным причинам студентами
техникумов в большинстве своем становятся выпускники школ, слабо мотивированные
на самостоятельное приобретение знаний, с низким уровнем сформированности
широкого спектра умений (умений работы с разнообразными источниками информации,
умения постановки образовательной цели и планирования своих действий, умения
выбора адекватных поставленной цели средств, методов и способов ее достижения),
а зачастую и с низким уровнем знаний ПК. Поэтому преподаватели
стараются организовать работу студента таким образам, чтобы буквально с первых
дней обучения в техникуме он ощущал, что без информационных технологий не
обойтись. Во время обучения в техникуме студенты принимают активное участие в
различных научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах и т.д. Чаще
всего такие мероприятия также проводятся с применением информационных
технологий, то есть основным содержанием учебной работы становится творческая
деятельность студентов и преподавателей.
Использование информационных технологий в
учебном процессе качественно меняет его содержание, так как позволило увеличить
объем информации, ее сбор, хранение, обработку, передачу информации, усовершенствовать
процессы поиска, вычислений, обработки данных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий