пятница, 21 февраля 2014 г.

Использование информационных технологий в процессе преподавания общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин

Авторы: Сильченко Татьяна Александровна,
Талипова Асия Гафиятовна
e-mail: metod@almetpt.ru
Место работы: Татарстан, г.Альметьевск,
ГАОУ СПО "Альметьевский политехнический техникум"

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается, что в  последнее время государство испытывает острую необходимость в грамотных специалистах, которые могли бы решать производственные задачи и проблемы, оперировать междисциплинарными категориями и комплексно воспринимать инновационный процесс. Этому способствует использование информационных технологий.  
Информационные технологии обучения определяют как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Эти технологии классифицируют знания студентов на явные и неявные или, как их стали звать, артикулируемые и не артикулируемые. Артикулируемая часть знаний передается студентам с помощью порций информации (текстовой, графической и т.д.) в определенной последовательности и обеспечивает контроль за усвоением в точках учебного курса, определенных преподавателем. Не артикулируемая часть знаний охватывает умения, навыки, интуитивные образы и другие части человеческого опыта, которые не могут быть переданы студентам непосредственно, а «добываются» ими в ходе самостоятельной познавательной деятельности при решении практических задач.
Согласно отечественным технологиям обучения, главной фигурой учебно-воспитательного процесса остается преподаватель, а при использовании информационных технологий перераспределяются лишь его функции, усиливается его роль в организации учебно-воспитательного процесса.
Эффективность применения информационных технологий в обучении во многом зависит от того, насколько методически грамотно и педагогически оправдано их включение в структуру учебно-воспитательного процесса.
 Среди фундаментальных наук физике принадлежит особая роль в подготовке выпускников средних специальных учебных заведений к активному и деятельному участию в современном производстве.
При проведении занятий по курсу общей физики, гидравлики, термодинамики  информационные технологии можно использовать в трех направлениях:
1. Для сопровождения лекционных занятий (презентации в Power Pоint, интерактивной доски); 
2. Для индивидуального контроля знаний студентов (тестирование, On-lain тестирование);
 3. Для организации самостоятельной работы студентов (электронные учебники, электронная справочная литература, интернет-ресурсы др.).
Для этого необходимо, чтобы сам преподаватель хорошо владел информационными технологиями. Умел: качественно обеспечивать эффективный поиск информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, готовыми программно-методическими комплексами; использовать информационные технологии, цифровые образовательные ресурсы.
На сегодняшний день преподавателями общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин  техникума активно разрабатываются и внедряются методические системы обучения с ориентацией на развитие профессиональных умений и навыков, идет процесс совершенствования форм и методов учебной деятельности за счет более широкого доступа информации, ее обработки и использования. Степень объективности повышается за счет использования компьютерных методик контроля:  контрольно измерительные материалы для рубежной и итоговой аттестации, программированный контроль знаний.
Однако, нельзя оставить без внимания и тот факт, что по объективным причинам студентами техникумов в большинстве своем становятся выпускники школ, слабо мотивированные на самостоятельное приобретение знаний, с низким уровнем сформированности широкого спектра умений (умений работы с разнообразными источниками информации, умения постановки образовательной цели и планирования своих действий, умения выбора адекватных поставленной цели средств, методов и способов ее достижения), а зачастую и с низким уровнем знаний ПК.  Поэтому преподаватели стараются организовать работу студента таким образам, чтобы буквально с первых дней обучения в техникуме он ощущал, что без информационных технологий не обойтись. Во время обучения в техникуме студенты принимают активное участие в различных научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах и т.д. Чаще всего такие мероприятия также проводятся с применением информационных технологий, то есть основным содержанием учебной работы становится творческая деятельность студентов и преподавателей.
   Использование информационных технологий в учебном процессе качественно меняет его содержание, так как позволило увеличить объем информации, ее сбор, хранение, обработку, передачу информации, усовершенствовать процессы поиска, вычислений, обработки данных.

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий