Автор: Халитова
Наталья Леонидовна,
e-mail: haligali22@mail.ru
Место работы: МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная
школа №1 – Базовая школа»
Приобщение современного школьника к
вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного
информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире
технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное
пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и
является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой. Вслед за
другими предметами ИКТ начинают проникать и в школьный кабинет музыки. Как
могут изменить ИКТ привычные виды деятельности на уроке музыки, и какие новые
виды деятельности могут возникнуть в связи с их использованием? На уроке музыки
ИКТ играют огромную роль. Внедрение ИКТ на уроке помогает расширить кругозор
учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать
интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным.
Предоставляется широчайшая возможность
для успешного совместного творчества учителя и учеников, что,
безусловно, лишь положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе,
сделает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечит оптимальное
музыкальное развитие учащихся. Учебным планом предусмотрен лишь один урок
музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой
гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения
интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи
могут стать современные информационные технологии.
Компьютер прочно уже вошел в систему
образования. Направления использования ИКТ в работе учителя музыки:
- как
средство наглядности на занятиях при изучении нового материала
(мультимедиа, видео, компакт-диски);
- закрепление
изложенного материала (обучающие программы)
- проведение
практических занятий, самостоятельной работы;
- контроль
и проверка знаний учащихся (викторины, тесты)
- диагностика
качества обучения (тесты);
- подготовка
презентаций, докладов, выступлений;
- самообразование
учащихся и педагогов;
- видеосъемка
школьных мероприятий и создание видеотеки.
Цифровой образовательный ресурс
для уроков музыки может включать в себя:
- Видеоряд:
фрагменты из опер, балетов. Опер, мюзиклов, музыкальных кинофильмов,
концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и
документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов , фрагменты
народных праздников.
- Синтезированный
зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских
коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики,
народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки,
нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции
произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное
искусство, скульптура, архитектура, графика. Иконопись и др.); материалы
из мемориальных музеев композиторов, исполнителей, документальные и
художественные фотографии.
- Дикторский
текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.
- Звуковые
фонограммы музыкальных произведений. А также песен («плюсовки» и
«минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их
исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
- Литературный
ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие
содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и
художественных образов(эстетически-нравственный фон); отрывки
стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и
понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный
словарь(вербальная (словесная) характеристика музыкального произведения);
фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов,
исполнителей, слушателей и др.
- Творческие(интерактивные)
задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации,
направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию
контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.
Используемые мною педагогические технологии (в том числе и ИКТ)
ориентируют учащихся на метод проектов, на обучение в сотрудничестве,
проблемное и исследовательское обучение. При использовании новейших средств обучения
у моих учеников возникает желание и формируется умение самостоятельно работать.
Локальная сеть школы дает возможность выйти в Интернет, получить массу
дополнительной информации по предмету, помогает школьнику успешно
самореализоваться.
Условия моего учебного кабинета
позволяют ежедневно и продуктивно использовать ИКТ технологии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий