пятница, 21 февраля 2014 г.

Проектная деятельность на уроках русского языка в 5а классе.

Автор: Николаева Нина Яковлевна
e-mail: Gorn-det.dom@mail.ru
Место работыг. Горнозаводск,
МБОУ " Средняя общеобразовательная школа №1" 

Формирование исследовательской позиции обучающихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами,  учить мыслить.

   Учебная деятельность ученика и учителя в основном сосредотачивается на уроке, поэтому урок - главная составная часть образовательного процесса. В арсенале современного учителя существует много разнообразных  методов и форм обучения, способных поддерживать высокий уровень преподавания.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов, основная цель которого - развитие познавательных навыков учащихся, формирование  умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
   Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На уроках мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей.
  По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя четыре основных этапа:
1. Планирование работы над проектом :
- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
- обсуждение возникших идей;
- перечисление интересующих учащихся тем проектов;
- формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
- уточнение цели и задач;
- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся, родителей;
- обмен информацией с  учителем;
-отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
- систематизация полученных данных;
- построение общей логической схемы выводов для подтверждения.
4. Презентация полученных результатов-(этап анализа исследовательской деятельности школьников:
- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом .
    Пока я работаю   в одном классе, с сильными учащимися.
Организуя проектную деятельность, я предлагаю обучающимся следующий алгоритм  действий:
1.Выбор темы проекта .
2.Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
3.Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
4.Выбираем метод.(Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
5.Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
6.Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).
7.Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
8.Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
8.Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

  Этот алгоритм  помогает обучающимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.
  Основная  трудность в  организации проектной  деятельности -  перегрузка обучающихся. Исследовательская работа объёмная, кропотливая, особенно,  когда  это -  поиск  информации,  чтение  научной  литературы, написание рефератов.
   При сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года.      Большую помощь в работе над проектами оказывают информационно - коммуникативные технологии и  ресурсы Интернета.
    В процессе организации проектной деятельности с использованием компьютерных технологий я учитываю возрастные и индивидуальные психологические особенности детей  таким образом, чтобы способствовать саморазвитию  и самореализации личности.
Таким образом,  хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.
Обучающиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках,  активны.
 Проект Вани Хорощо -5а кл.
Тема моего проекта суффикс «очк».
  • Я выбрал эту тему, потому что я хочу узнать побольше о суффиксе «очк».
  • Цель моей работы-я хочу узнать имеет ли Суффикс «очк» уменьшительную, ласкательную форму.
  • План моей работы:
  • Узнать  суффикс «очк» имеет уменьшительную, ласкательную форму.
  • А вследующим проекте я хочу узнать всё о суффиксах и чтобы я никогда не ошибался с суффиксами.
  • Основная функция суффикса «очк» - образование слов с уменьшительно-ласкательным значением от исходных существительных, прилагательных и даже наречий. Скажем так: -очк- специализируется в основном на существительных.
  • Сбор информации
  • Малую часть проекта искал по ссылкеhttp://wordsland.ru/magiclanguage/doklad/17/4/reports.html.
  • Искал информацию о суффиксе «очк», изучал её, а затем сделал вывод

Комментариев нет:

Отправить комментарий