пятница, 21 февраля 2014 г.

Информационно-коммуникационные технологии как способ повышения качества образования

АвторМаренникова Татьяна Евгеньевна,
e-mail: marennikova64@gmail.com
Место работы: Пензенская обл., г. Кузнецк, 
ГБОУ СПО ПО «Кузнецкий колледж электронной техники»
 
Современный этап развития научно-технического прогресса связан с построением информационного общества. Программа широкомасштабной информатизации образования предусматривает формирование и развитие критически мыслящей личности, способной к постоянному повышению своего культурного и профессионального уровня, умеющей эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Основной вопрос, возникающий перед преподавателем любой дисциплины, можно сформулировать так: «Как наиболее эффективно передать знания студенту?».
Под эффективностью передачи знания следует понимать не только способность студента воспроизвести пройденный материал, но и присвоение им полученных знаний, умение обобщать и применять эти знания при решении конкретных задач.
Информационно-коммуникационные технологии  (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должны ставить своей целью реализацию следующих задач:
- поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
- поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
- реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.
Применение ИКТ в образовательном процессе является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.
Сегодня преподаватель по любой дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время преподавателя и студента, позволяет студенту работать в своем темпе, позволяет преподавателю работать со студентом дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ преподаватель не должен забывать, что это УРОК, а, значит, составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом ИКТ не заменяет преподавателя, а только дополняет его.
ИКТ может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
Использование ИКТ в предметной деятельности педагога: разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность педагогов – позволит повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие студента эффективным, откроет новые возможности образования не только для студента, но и для самого педагога. В практике работы педагога использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед педагогом должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу.
Организация образовательной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения улучшает результат образования, и помогает решить ряд задач:
- сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
- существенно расширить понятийный ряд тем, делая их доступными и понятными детям;
- обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей;
- активизировать творческий потенциал студента, способствовать воспитанию интереса к процессу образования.
В образовательном процессе применение ИКТ раскрывает большие возможности: познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства студентов с различными дисциплинами, развивают интерес студентов к научной деятельности.

Список используемых источников:
1.     http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/69/3717/;
2.     http://omkpt.ru/courses/management/12;
3.     http://www.science-education.ru/19-659;
4.     http://him.1september.ru/article.php?ID=200701202


Комментариев нет:

Отправить комментарий