среда, 19 февраля 2014 г.

ИКТ в образовании, модели взаимодействия компьютеров и студентов.

Автор: Казанцева Татьяна Ивановна,
Место работы: г.Саратов
Саратовский колледж машиностроения и экономики 
ФГБОУ высшего профессионального образования
 «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

В современном мире информатизации невозможно обойтись без знаний ИКТ. Одним из направлений информатизации общества является информатизация образования. Особого внимания заслуживают возможности ИКТ, реализация которых дает огромные возможности образовательному процессу, а также позволяют создавать различные методики, ориентированные на развитие личности обучаемого. К этим возможностям можно отнести:
• наличие обратной связи между пользователем и ИКТ;
• наглядность учебной информации, которую можно реально или «виртуально» увидеть;
• использование архивного хранения больших объемов информации и работа с этим архивом;
• использование процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также проведение различных экспериментальных расчетов;
• автоматизация информационно-методического обеспечения, контроля за усвоением пройденного материала.
Реализация вышеперечисленных возможностей ИКТ позволяет организовать такие виды деятельности как.
• сбор, хранение, преобразование, использование и передачу больших объемов информации;
• использование различных тестовых оболочек для контроля знаний обучающихся, различные электронные учебники и тренажеры;
• управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих.
Для решения задач информатизации учебного процесса могут применяться следующие модели использования информационных технологий.
Модель изучения (1). Эта модель предназначена для изучения, освоения компьютера, пользовательского интерфейса, программы. Данная модель реализуется на первых курсах во всех группах. Модель имеет вспомогательное значение как подготовительный этап, обеспечивающий возможность реализации других моделей использования компьютера.
Модель существования (2). В последние годы все большее практическое значение приобретают средства мультимедиа. Студенты колледжа создают презентации, работают  с обучающими программами. Модель существования имеет большое значение, т.к. она лучше воспринимается пользователями. Реализуется модель при общении пользователя с компьютером.
Модель управления собственной информацией (3). Эта модель реализуется, когда в результате работы с компьютером пользователь накапливает некоторые материалы. В простейшем варианте модель управления собственной информацией реализуется при создании студентами собственных подкаталогов с результатами своей деятельности: текстов, графиков, таблиц и т.п. У каждого студента существует папка, в которую он сохраняет все созданные файлы в течение семестра.
Модель творчества (4). При хорошем знании компьютера студент может быть поставлен в ситуацию творчества. Создание компьютерных рисунков и программирование также можно рассматривать как творчество. Процесс творчества используется в кружковой работе, творческие работы студентов выставляются на выставках технического творчества и Международном конкурсе компьютерных работ среди детей, юношества и студенческой молодежи «Цифровой ветер».
Модель общения (5). Современные компьютерные сети реализуют функцию передачи сообщений между их пользователями.  В сетях и через электронную почту происходит обмен заданиями и методическими рекомендациями.
Модель просмотра (6). Студент обычно начинает знакомство с другим компьютером не с реализации поставленной перед ним задачи, а с того, чтобы узнать содержимое памяти компьютера. Он просматривает каталоги, запускает заинтересовавшие его программы и просматривает файлы, могущие представлять для него интерес. Этот просмотр или поиск является зачаточным примером того поведения, которое в полной мере может быть реализовано в сети Интернет.
Модель добывания информации (7). Эта модель самостоятельного способа взаимодействия с компьютером, поскольку для целенаправленного поиска информации используются другие программные средства, чем те, которыми реализуется модель просмотра. Модель может быть реализована при учебном использовании электронных энциклопедий и электронных учебников на уроке.

Список используемых источников.
  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 2007.
  2. Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. –М.: «Дашков и К°», 2013.
  3. Киселев Г.М., Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании: –М.: «Дашков и К°», 2013.


Комментариев нет:

Отправить комментарий