среда, 19 февраля 2014 г.

Особенности современных систем контроля и оценки достижений обучающихся.

Автор: Пояркова Татьяна Алексеевна,
e-mail: poyarcova@yandex.ru
Место работы: г. Саратов, 
Саратовский колледж машиностроения и экономики
 Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Решение проблемы контроля и оценки учебных достижений обучающихся, на современном этапе развития общества не может успешно осуществляться без использования средств информационно-коммуникационных технологий. Высокая скорость обработки данных диагностики, возможность объективной оценки обучающихся, фиксация результатов контроля вот далеко не полный список достоинств применения тестирования при помощи. Внедрение компьютерных технологий позволяет преподавателю использовать не только традиционные, но и новые методы оценки результатов обучения. Электронные тестирующие комплексы можно применять на занятиях при:
 изучении нового материала - тестовые задания контролируют процесс усвоения отдельных учебных элементов;
  решении задач;
 проведении лабораторных работ - позволяет преподавателю быстро оценить теоретическую и практическую готовность студентов к выполнению лабораторной работы и осуществить актуализацию необходимых знаний и умений;
  повторении и закреплении учебного материала;
  проведении зачетов.
В отличие от студентов СПО итоговые тесты для школьников широко представлены в ежегодных сборниках контрольно-измерительных материалов Министерства образования РФ и на сайте информационной поддержки ЕГЭ. Применение тех же методов для студентов не всегда дает желаемые результаты. Что касается интернет-тестирования данной группы обучающихся, то на сегодняшний день качество используемых тестов вызывает много нареканий. Имеется серьезное расхождение между содержанием тестовых заданий, предлагаемым студентам в процессе тестирования, и требованиями государственных образовательных стандартов и учебных программ. Кроме того, составители включают в тесты вопросы, не являющиеся критерием проверки знаний по данному аспекту. Например, вместо реальной проверки знаний часто предлагаются вопросы о каких-то несущественных деталях. Более того, многие тексты по специальности зачастую не соответствуют профилю. Также можно вспомнить случаи, когда формулировки вопросов в тестах просто не имели никакого смысла.
Безусловно, попытки внедрения централизованной тестовой системы ведутся активно, но для полноценного обеспечения контроля знаний с учетом специфики специальности современному преподавателю приходится самостоятельно разрабатывать электронные тестирующие комплексы.
Существует большое количество компьютерных оболочек для создания тестов, например, «Конструктор тестов 2.5», «Ассистент II», «Мастер Тест» и т. п. Многообразие современных тестовых оболочек предоставляет возможность адаптировать любую из них к особенностям изучаемых учебных курсов, однако не снимает проблему выбора наиболее подходящей. Решение данной задачи зависит от двух факторов: возможности компьютерной техники и предполагаемой степенью использования системы тестирования в учебном процессе.
Чем больше степень использования тестирующей оболочки, тем она должна быть более функциональной. При выборе конструктора тестов большое внимание уделяется системной базе данных, она должна содержать библиотеку тестов, библиотеку субъектов тестирования (тестируемых) и библиотеку результатов тестирования. Библиотека тестируемых предназначена для ведения идентификационной информации о субъектах тестирования. Библиотека тестов предназначена для сбора и хранения информации о накопителях тестовых заданий и тестах. Она должна обладать возможностью использования всех основных типов заданий (рис 1).
Рисунок 1. Основные типы тестовых заданий

Используемая форма тестового задания определяется содержанием фрагмента учебного материала. Элементы тестового задания могут содержать текст, формулы, графические изображения, мультимедийные компоненты. Аудио компоненты и видеофрагменты при визуализации тестового задания должны представляться в виде условного общепринятого и понятного тестируемому графического символа и активизироваться тестируемым. Количество активаций аудио и видеофрагментов может быть ограничено. Для возможности процесса ведения тестов на разных этапах обучения должна задаваться возможность разно уровневой системы контроля (самостоятельный, жесткий, мягкий) и оценки знаний: 100 бальная рейтинговая шкала (процентильный балл), двух бальная шкала, классы и категории (отметка). К обязательному набору инструментов тестовой оболочки все чаще относят возможность адаптивного тестирования. Различают два уровня такого тестирования: адаптивная классификация - используется для определения класса уровня знаний тестируемого и адаптивная аттестация - используется алгоритм адаптивного предъявления заданий, которые выбираются только для заданного тестируемым класса трудности (или соответствующего ему уровня знаний).
Как преподаватель-практик я отдаю предпочтение тестовой оболочке «Аст-Тест». Ее возможности соответствуют всем современным требования и позволяют применять ее на разных этапах учебного процесса.

Список используемых источников.
  1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - 256 с.
  2. Бобровская Л.Н., Сапрыгина Е.А., Смыковская Т.К. Поддержка педагогической деятельности учителя в условиях информатизации образования // Профильная школа. - № 6. - 2006. - С. 24-29
  3. А.М. Новиков, академик РАО; Д.А. Новиков «Как оценивать качество образования?»// http://www.anovikov.ru/artikle/kacth_obr.htm


Комментариев нет:

Отправить комментарий