суббота, 15 февраля 2014 г.

Информационно-коммуникативные технологии как форма организации внеурочной деятельности

Автор: Батуева Ольга Львовна
Место работы: 
Татарстан, г.Чистополь,
ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж»

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Проблема использования технических средств обучения уже на протяжении многих лет поднимается и решается в сфере образования.
Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования  ИКТ. Совершенно очевидно, что реализация внеурочной деятельности в практике колледжа, отвечает требованиям современной жизни.
К внеклассным мероприятиям, как правило, относят следующие виды занятий: кружковая работа, экскурсии, викторины, выставки, олимпиады, конкурсы, конференции, марафоны, КВНы, защиты проектов, проведение исследований классные часы и т.д. Разнообразие форм проведения внеурочных мероприятий представляет простор для проявления творчества студентов.
Внеурочная  работа в колледже проводится в различных формах, среди которых важное место занимают факультативные занятия и кружки, призванные углублять информационные знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой рассматривается следующая организационная модель внеурочной деятельности.  
Значительную роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности играет Интернет-сайт образовательного учреждения, не только обеспечивающий взаимодействие с социальными партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и расширяющий многообразие форм поощрений, усиливающий публичное признание достижений всех участников образовательного процесса.
Важно понимать, что именно информационно-коммуникационные технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации, в том числе и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, делать их творческими.
     ИКТ делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным; значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации; оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации; обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий; делают процесс воспитания более привлекательным для студентов, повышают интерес к мероприятиям. Мы используем информационно-коммуникационные технологии в различных формах воспитательных мероприятий,  сочетая их с различными другими  источниками и педагогическими технологиями, что  позволяет более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса; повышает качество педагогического труда; способствует эффективности воспитательного процесса. Грамотное, системное использование информационно- коммуникационных технологий становится мощным современным средством в воспитательной работе со студентами.
Например,  акция «Мы выбираем ЗОЖ!», посвященная профилактике алкоголизма, табакокурения , наркомании и СПИДа, проходила в колледже  в несколько этапов.  Первый этап – создание интерактивного плаката «Спасибо, НЕТ!»;  второй этап – прохождение онлайн-тестирования «Мое здоровье – мое богатство»; третий этап – обсуждение ситуативных видеороликов; четвертый этап – создание и защита  агитационных  презентаций «Жизнь для жизни!»; пятый этап – завершающий –  исполнение флеш-моба.
Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любое мероприятие в классе, обработать его и собрать фотокопилку и видеокопилку.
Отзывы с мероприятий говорят о том, что использование ИКТ внесло положительный эмоциональный настрой во все мероприятия, повысило их воспитательный эффект.
При этом мы должны понимать, что использование ИКТ – это не дань моде, а реальная возможность оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.
Таким образом, сочетание вышеперечисленных информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе позволяет повысить качество знаний,  успеваемость обучающихся, способствует их социализации, нравственному развитию, что выражено в миссии колледжа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий