суббота, 15 февраля 2014 г.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Авторы: Кудрявцева Евгения Владиславовна, 
Солодникова Татьяна Николаевна
e-mail: geka-cu@mail.ru
e-mail: tkokotova@mail.ru
Место работы: г. Пермь, 
МБОУ "Гимназия №4 им. братьев Каменских"

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Почему это происходит? Современная жизнь динамична, непостоянна, перенасыщена информацией. Она требует от человека широты и гибкости мышления, умения быстро и эффективно работать с большими объемами информации, умения подстраиваться под постоянно меняющуюся окружающую среду. И школа должна ставить перед собой задачу адаптации учащихся к такой обстановке.
Именно таким требованиям отвечает компетентностный подход к обучению. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели[2]. Поэтому такой подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности.
Более узкое определению, относящееся непосредственно к области педагогики, дает доктор педагогических наук А.В. Хуторской. По его мнению, компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Хуторской также является автором наиболее общепринятой классификации ключевых компетенций учащихся. Он выделяет следующие основополагающие компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.
­Безусловно, компетентностный подход возможен на любом уроке, вне зависимости от изучаемого предмета, но мы рассмотрим формирование ключевых компетенций на уроках информатики.
Для начала, рассмотрим, в чем отличие информатики от других учебных предметов. Можно выделить несколько аспектов: наличие специальных технических средств, в первую очередь персонального компьютера; возможность организации индивидуальной работы и доступа к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже; активная самостоятельная и практически направленная деятельность практически на каждом занятии; возможность работы с любым предметным наполнением из любой другой дисциплины.
Именно благодаря этим особенностям информатика по праву считается одной из самых метапредметных дисциплин. На каждом уроке происходит формирование ключевых компетенций, в первую очередь, конечно, информационных. Однако при стандартной организации учебного процесса некоторые компетенции практически не формируются. Например, коммуникативные, т.к. ответы у доски почти исключены и работа происходит индивидуально на своем персональном компьютере. Как решить эту проблему? На помощь приходит проектная деятельность.
В ходе проектной деятельности происходит формирование и диагностирование уровня сформированности следующих компетенций: учебно-познавательной (самостоятельность, целеполагание, анализ, рефлексия, самооценка), информационной  (навыки деятельности с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире), коммуникативной (знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе), предметных (базовых) компетенций [1].
Этапы проектной деятельности:
· создание мотивации, предложение и выбор тем;
· осмысление темы, актуальность темы, подбор литературы, выделение предмета и объекта исследования;
· работа над теорией, обзор литературы по проблеме исследования;
· работа над исследованием, формируются результаты исследования и  его продукт, делаются выводы;
· подготовка к защите, анализ;
· рефлексия, защита.
Организация проектной деятельности учащихся имеет свои преимущества и для учителя: сокращение рабочего времени на создание дидактических материалов; возможность использовать разработанных учениками ЦОРов в последующем; повышение уровня учебной мотивации  и качества обучения учащихся; увеличение доли самостоятельной работы школьников в учебном процессе.
Диагностика формирования компетенций в проектной деятельности может фиксироваться в оценочном листе.
Проектная деятельность, развивая все мыслительные процессы,  стимулирует школьников к развитию критического мышления, что ведет за собой личностное саморазвитие  и мотивацию для самообразования учащихся. Это самая лучшая сторона проектной деятельности.

Список литературы
  1. Павлюк Г.Н. Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики // Информатика и образование. –2011. – №3. – С. 63–65.
  2. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. –2004. – №4. – С. 138–143.
  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. –2003. – №2. – С. 58–64.

Комментариев нет:

Отправить комментарий