Авторы: Кудрявцева Евгения Владиславовна,
Солодникова Татьяна Николаевна
e-mail: geka-cu@mail.ru
e-mail: tkokotova@mail.ru
Место работы: г. Пермь,
МБОУ "Гимназия №4 им. братьев Каменских"
В современном образовании
существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не
всегда означает успех в жизни. Почему это происходит? Современная жизнь
динамична, непостоянна, перенасыщена информацией. Она требует от человека широты
и гибкости мышления, умения быстро и эффективно работать с большими объемами
информации, умения подстраиваться под постоянно меняющуюся окружающую среду. И
школа должна ставить перед собой задачу адаптации учащихся к такой обстановке.
Именно таким требованиям
отвечает компетентностный подход к обучению. По мнению доктора педагогических
наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать
внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели[2]. Поэтому такой
подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в
возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и
профессиональной деятельности.
Более узкое определению,
относящееся непосредственно к области педагогики, дает доктор педагогических
наук А.В. Хуторской. По его мнению, компетенция – отчужденное, заранее
заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика,
необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Хуторской также является
автором наиболее общепринятой классификации ключевых компетенций учащихся. Он
выделяет следующие основополагающие компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные,
коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.
Безусловно, компетентностный
подход возможен на любом уроке, вне зависимости от изучаемого предмета, но мы
рассмотрим формирование ключевых компетенций на уроках информатики.
Для начала, рассмотрим, в чем
отличие информатики от других учебных предметов. Можно выделить несколько
аспектов: наличие специальных технических средств, в первую очередь персонального
компьютера; возможность организации индивидуальной работы и доступа к общим
ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже; активная самостоятельная
и практически направленная деятельность практически на каждом занятии; возможность
работы с любым предметным наполнением из любой другой дисциплины.
Именно благодаря этим
особенностям информатика по праву считается одной из самых метапредметных
дисциплин. На каждом уроке происходит формирование ключевых компетенций, в
первую очередь, конечно, информационных. Однако при стандартной организации
учебного процесса некоторые компетенции практически не формируются. Например,
коммуникативные, т.к. ответы у доски почти исключены и работа происходит
индивидуально на своем персональном компьютере. Как решить эту проблему? На
помощь приходит проектная деятельность.
В ходе проектной деятельности
происходит формирование и диагностирование уровня сформированности следующих
компетенций: учебно-познавательной (самостоятельность, целеполагание, анализ,
рефлексия, самооценка), информационной (навыки
деятельности с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных
областях, а также в окружающем мире), коммуникативной (знание способов
взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе,
владение различными социальными ролями в коллективе), предметных (базовых) компетенций
[1].
Этапы проектной деятельности:
· создание
мотивации, предложение и выбор тем;
· осмысление
темы, актуальность темы, подбор литературы, выделение предмета и объекта
исследования;
· работа
над теорией, обзор литературы по проблеме исследования;
· работа
над исследованием, формируются результаты исследования и его продукт, делаются выводы;
· подготовка
к защите, анализ;
· рефлексия,
защита.
Организация проектной
деятельности учащихся имеет свои преимущества и для учителя: сокращение рабочего
времени на создание дидактических материалов; возможность использовать разработанных
учениками ЦОРов в последующем; повышение уровня учебной мотивации и качества обучения учащихся; увеличение доли
самостоятельной работы школьников в учебном процессе.
Диагностика формирования
компетенций в проектной деятельности может фиксироваться в оценочном листе.
Проектная деятельность,
развивая все мыслительные процессы, стимулирует
школьников к развитию критического мышления, что ведет за собой личностное саморазвитие и мотивацию для самообразования учащихся. Это
самая лучшая сторона проектной деятельности.
Список
литературы
- Павлюк Г.Н. Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики // Информатика и образование. –2011. – №3. – С. 63–65.
- Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. –2004. – №4. – С. 138–143.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. –2003. – №2. – С. 58–64.
Комментариев нет:
Отправить комментарий