Авторы: Давлетбаева Татьяна Мухаметшовна,
Пестова Людмила Алексеевна
e-mail: tmdavl@mail.ru
Место работы: Республика Татарстан, г.Казань,
ГАОУ СПО РТ “Казанский медицинский колледж”
Одной из задач информатизации системы среднего профессионального
образования является создание единой информационной среды для обеспечения
учебного процесса в образовательной организации. Основой такой информационной
среды образовательной организации может стать электронная библиотека. Электронная библиотека (ЭБ) определяется как упорядоченная коллекция
разнородных электронных документов, снабженная средствами навигации и поиска.
Информационное насыщение ЭБ образуют электронные образовательные ресурсы
(ЭОР). Фонды ЭОР в составе ЭБ могут формироваться на основе электронной текстографической
учебной литературы (оцифрованных полиграфических изданий), электронных
образовательных ресурсов сторонних организаций, ресурсов сети Интернет и собственных электронных учебно-методических
разработок преподавателей.
Оцифровка библиотечного фонда учебной литературы собственными силами отдельной образовательной организации неприемлема
из-за ряда вполне понятных проблем: технологических,
кадровых, финансовых, правовых. К тому же электронные копии
полиграфических учебников не обладают такими инновационными качествами, которые
предоставляют современные информационно-коммуникационные
технологии.
Образовательные
ресурсы, представляемые на электронных площадках образовательных порталов, сайтов издательств, библиотечных
корпораций и систем, обладают высокой степенью интерактивности, мультимедийной насыщенностью
и эффективностью. За счет этих электронных ресурсов, а также
электронных текстографических материалов и целых электронно-библиотечных
систем, приобретаемых по подписке у сторонних организаций (агрегаторов),
комплектуются фонды ЭБ многих образовательных организаций.
Другим источником формирования фондов ЭБ могут и должны стать собственные электронные
учебно-методические разработки преподавателей образовательных
организаций. Преимуществами собственных разработок являются их
методическое качество, глубина и конкретность представления учебной информации
в предметной области с наибольшей степенью соответствия учебным целям и задачам
профессионального образования, требованиям ФГОС и образовательным
программам.
При создании ЭБ в Казанском
медицинском колледже использовались следующие три основных подхода.
1. Фонды ЭБ формируется на основе собственных электронных учебно-методических разработок (текстографических,
презентаций, видеофильмов) и других электронных материалов, свободно выложенных
в интернете (например, электронные учебные модули с сайта ФЦИОР).
2. Структура ЭБ разработана строго на основе действующих рабочих
учебных программ. Схема навигации
(перемещение по содержательному массиву с помощью встроенных элементов
управления) реализована следующим
образом: «выбор специальности → выбор учебной дисциплины (профессионального
модуля) → выбор раздела, темы одного учебного занятия». Организованная таким
образом навигация позволяет пользователю (преподавателю и студенту) быстро
ориентироваться в структуре ЭБ и целенаправленно осуществлять поиск нужного
учебного материала по тематике конкретного занятия.
3. Доступ к ресурсам ЭБ, размещенной на
сервере локальной сети колледжа, организован с максимальным использованием уже
имеющихся технических средств колледжа: компьютеров в кабинетах преподавателей,
в учебных аудиториях, в читальном зале и в компьютерных классах (в свободное от
занятий время компьютерные классы работают в режиме электронных читальных залов
для студентов).
Создание и использование в колледже электронной
библиотеки позволило:
- организовать единое место хранения всех электронных ресурсов с
достаточно легким и быстрым процессом их регулярной актуализации
и подключения вновь создаваемых материалов;
- систематизировать все созданные и используемые в образовательном
процессе колледжа электронные учебные материалы, планировать их разработку,
вести учет и отчетность;
- обеспечить свободный и быстрый доступ к электронным учебным материалам преподавателям
колледжа при проведении занятий, а студентам ‑ при самоподготовке.
В деле создания ЭБ имеется ещё много нерешённых
проблем (отсутствие унифицированной архитектуры ЭБ, единой технологической
платформы для её создания и др.). Но не вызывает сомнение тот факт, что на
современном этапе развития системы СПО создание и функционирование ЭБ способствует
повышению качества и эффективности профессиональной подготовки специалистов.
Использованные ресурсы:
- Лебедев А.В., Агентство «Книга-Сервис». Электронно-библиотечная система вуза: проблемы создания, тенденции развития. http://www.ckbib.ru/
- Горный Е., Вигурский К. Развитие электронных библиотек: мировой и российский опыт, проблемы, перспективы. http://www.bookol.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий