среда, 19 февраля 2014 г.

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА – ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Авторы: Давлетбаева Татьяна Мухаметшовна, 
Пестова Людмила Алексеевна
e-mail: tmdavl@mail.ru
Место работы: Республика Татарстан, г.Казань, 
ГАОУ СПО РТ “Казанский медицинский колледж”

Одной из задач информатизации системы среднего профессионального образования является создание единой информационной среды для обеспечения учебного процесса в образовательной организации. Основой такой информационной среды образовательной организации может стать электронная библиотека. Электронная библиотека (ЭБ) определяется как упорядоченная коллекция разнородных электронных документов, снабженная средствами навигации и поиска.
Информационное насыщение ЭБ образуют электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Фонды ЭОР в составе ЭБ могут формироваться на основе электронной текстографической учебной литературы (оцифрованных полиграфических изданий), электронных образовательных ресурсов сторонних организаций, ресурсов сети Интернет и  собственных электронных учебно-методических разработок преподавателей.
Оцифровка библиотечного фонда учебной литературы собственными силами отдельной образовательной организации неприемлема из-за ряда вполне понятных проблем: технологических, кадровых, финансовых, правовых. К тому же электронные копии полиграфических учебников не обладают такими инновационными качествами, которые предоставляют современные информационно-коммуникационные технологии.
Образовательные ресурсы, представляемые на электронных площадках образовательных порталов, сайтов издательств, библиотечных корпораций и систем, обладают высокой степенью интерактивности, мультимедийной насыщенностью и эффективностью. За счет этих электронных ресурсов, а также электронных текстографических материалов и целых электронно-библиотечных систем, приобретаемых по подписке у сторонних организаций (агрегаторов), комплектуются фонды ЭБ многих образовательных организаций.
Другим источником формирования фондов ЭБ могут и должны стать собственные электронные учебно-методические разработки преподавателей образовательных организаций. Преимуществами собственных разработок являются их методическое качество, глубина и конкретность представления учебной информации в предметной области с наибольшей степенью соответствия учебным целям и задачам профессионального образования, требованиям ФГОС и образовательным программам.
При создании ЭБ в Казанском медицинском колледже использовались следующие три основных подхода.
1. Фонды ЭБ формируется на основе собственных электронных учебно-методических разработок (текстографических, презентаций, видеофильмов) и других электронных материалов, свободно выложенных в интернете (например, электронные учебные модули с сайта ФЦИОР).
2. Структура ЭБ разработана строго на основе действующих рабочих учебных программ. Схема навигации (перемещение по содержательному массиву с помощью встроенных элементов управления) реализована следующим образом: «выбор специальности → выбор учебной дисциплины (профессионального модуля) → выбор раздела, темы одного учебного занятия». Организованная таким образом навигация позволяет пользователю (преподавателю и студенту) быстро ориентироваться в структуре ЭБ и целенаправленно осуществлять поиск нужного учебного материала по тематике конкретного занятия.
3. Доступ к ресурсам ЭБ, размещенной на сервере локальной сети колледжа, организован с максимальным использованием уже имеющихся технических средств колледжа: компьютеров в кабинетах преподавателей, в учебных аудиториях, в читальном зале и в компьютерных классах (в свободное от занятий время компьютерные классы работают в режиме электронных читальных залов для студентов).
Создание и использование в колледже электронной библиотеки позволило:
-  организовать единое место хранения всех электронных ресурсов с достаточно легким и быстрым процессом их регулярной актуализации и подключения вновь создаваемых материалов;
- систематизировать все созданные и используемые в образовательном процессе колледжа электронные учебные материалы, планировать их разработку, вести учет и отчетность;
- обеспечить свободный и быстрый доступ к электронным учебным материалам преподавателям колледжа при проведении занятий, а студентам ‑ при самоподготовке.
В деле создания ЭБ имеется ещё много нерешённых проблем (отсутствие унифицированной архитектуры ЭБ, единой технологической платформы для её создания и др.). Но не вызывает сомнение тот факт, что на современном этапе развития системы СПО создание и функционирование ЭБ способствует повышению качества и эффективности профессиональной подготовки специалистов.

Использованные ресурсы:
  1. Лебедев А.В., Агентство «Книга-Сервис». Электронно-библиотечная система вуза: проблемы создания, тенденции развития. http://www.ckbib.ru/
  2. Горный Е., Вигурский К. Развитие электронных библиотек: мировой и российский опыт, проблемы, перспективы. http://www.bookol.ru/



Комментариев нет:

Отправить комментарий