понедельник, 17 февраля 2014 г.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении математике

Авторы: Рязанова Надежда Александровна,
Семенова Анна Константиновна
e-mail: gainceva@gmail.com
Место работы: Республика Башкортостан, г. Бирск,
 ГАОУ СПО "Бирский медико-фармацевтический колледж"

Актуальность применения информационных технологий продиктована педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями, и компьютер воспринимается как предмет необходимости. Современный урок невозможен без использования информационно-коммуникационных технологий, особенно это касается дисциплин математического цикла. Использование ИКТ делает обучение более эффективным; повышает мотивацию обучения; активизирует познавательную деятельность студентов; обеспечивает оперативность и объективность контроля знаний, возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий студентов; повышает интерес к изучаемому предмету. Информационные технологии – удобный инструмент, который при разумном использовании способен принести в преподавание математики элемент новизны, повысить её эффективность и интерес студентов к приобретению знаний, облегчить задачу подготовки к занятиям. Проведение учебных занятий с использованием информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание обучающихся, заставляет их по-другому оценивать предлагаемую информацию. Применение ИКТ в преподавании математики позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к изучению математики – неуспех.
Наиболее эффективным в настоящее время является сочетание традиционных форм обучения и ИКТ в процессе обучения математике. Они прекрасно дополняют друг друга, позволяя максимально реализовывать способности студентов к самостоятельному обучению и значительно повышать эффективность работы преподавателя.
Наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики: при изучении нового материала (иллюстрирование; мотивация; моделирование); при проверке фронтальных самостоятельных работ; при решении задач обучающего характера; при организации исследовательской деятельности учащихся; при интегрировании предметов естественно-математического цикла.
Информационные технологии могут быть использованы на различных этапах урока математики: самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности преподавателя; с помощью преподавателя; частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала); использование тренировочных программ; использование диагностических и контролирующих материалов; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков; использование информационно-справочных программ.
Наиболее эффективными в преподавании математики являются следующие информационно-коммуникационные технологии:
Демонстрационные программы – предназначаются для обучения теоретическому материалу.
Контролирующие программы - используются при исходном, рубежном или итоговом контроле знаний. Результаты программа заносит в ведомость для анализа и проведения коррекции знаний преподавателем.
Обучающие программы особенно эффективны, когда изучаемый материал можно разбить на небольшие порции поддающиеся контролю. После проведения контроля, в зависимости от результатов, предъявляют либо новую порцию информации, либо предлагается заново изучить материал.
Электронные таблицы при изучении математики оказываются полезными во многих случаях: для выполнения вычислений, построения графиков функций, демонстрации примеров и анализа определенных манипуляций.
Системы мультимедиа – это технология подачи материала студентам, предусматривающая в настоящее время подачу визуальной, аудиальной информации.
Средства телекоммуникаций предназначены для организации групповой учебной деятельности, для доступа к удалённым источникам знаний. Студенты могут воспользоваться дополнительным теоретическим материалом, выполнять математические действия и решать реальные математические проблемы, самостоятельно проверять уровень своей подготовки с помощью тестов в режиме on-line. Справочные системы представляют собой эффективный инструмент работы с большим объемом справочной информации.
Использование ИКТ –одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока. Использование информационных технологий на уроках математики способствует  повышению качества знаний, расширяет горизонты математики, а значит, помогает найти новые перспективы для поддержания интереса студентов к предмету, а значит и к лучшему, более внимательному отношению к нему.

Список литературы
  1. Митенев Ю.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении математики. Журнал «СПО» № 6, 2011 г.
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М: Академия, 2008. – 272 с.



Комментариев нет:

Отправить комментарий