суббота, 15 февраля 2014 г.

Создание и использование электронных учебных пособий для оптимизации учебного процесса в условиях применения ФГОС третьего поколения

Автор: Зимина Лина Николаевна,
e-mail: linazimina@rambler.ru
Место работы: Республики Башкортостан,  г.Бирск, 
ГАОУ СПО "Бирский медико-фармацевтический колледж"

Известно, что большинство студентов лучше воспринимают информацию в виде зрительных образов. Задача преподавателя – подать эту информацию на доступном и развивающем уровне, что даст возможность каждому студенту независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль, быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и объективно оценивать свои возможности. И вот здесь значение электронного учебного пособия переоценить очень трудно.
Преимуществом использования электронных учебных пособий является то, что весь необходимый материал собран в одном месте, подборка методически выверена, что позволяет сконцентрировать внимание студента на конкретной задаче. Это имеет огромное значение для организации самостоятельной работы обучающихся, повышения её качества. Электронное учебное пособие может иметь характер учебно-теоретического или учебно-практического издания. Оно должно быть официально утверждено в качестве данного вида издания и способно частично или полностью заменить или дополнить учебник. Учебно-теоретические издания содержат систематизированные научно-теоретические сведения, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Учебно-практические издания предназначенные для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами, должны содержать практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. Для расширения кругозора, развития интереса к дисциплине целесообразно создать электронную хрестоматию – учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения данной учебной дисциплины. Хрестоматия способствует усвоению, закреплению пройденного материала, дополняет и расширяет знания студентов. Информация в электронном учебнике должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования. В разрабатываемых электронных изданиях необходимо: ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивая при этом совместимость с традиционными учебными материалами, в полном соответствии с документами, регламентирующими содержание образования; учитывать возрастные психолого-педагогические особенности студентов; в максимальной степени использовать преимущества аудиовизуального представления учебных материалов: наблюдаемых и скрытых, реальных и воображаемых элементов, объектов, явлений, процессов; использовать возможности компьютерного моделирования в предметной области, а также моделирования реальной окружающей среды и естественного поведения в ней обучаемого. К электронным изданиям предъявляются следующие дидактические требования: научность - содержание учебного материала должно иметь достаточную глубину, корректность и достоверность изложения, учитывая при этом последние научные достижения. Процесс усвоения учебного материала с помощью электронного издания должен строиться в соответствии с такими методами научного познания, как эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования. Доступность - необходимо определить степень соответствия теоретической сложности и глубины изучения учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям студентов. Проблемность - когда студент сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень этой активности должна быть выше при работе с электронными изданиями, чем при использовании традиционных учебников и пособий. Наглядность - необходимо учитывать восприятия изучаемых объектов студентами с помощью их органов чувств. Самостоятельность и активизация - в электронных изданиях должна прослеживаться четкая модель деятельности студента. Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала. Также необходимо вводить в электронное издание разнообразные вопросы, предоставлять обучаемому возможность выбора пути усвоения материала, возможность управлять ходом событий. Системность - знания, умения и навыки должны формироваться в определенной системе, в строго логическом порядке и находить свое применение в жизни. Для этого необходимо: предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде; учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации; учитывать межпредметные связи; тщательно продумывать последовательность подачи материала и его воздействия при усвоении, аргументировать каждый шаг по отношению к обучающемуся; строить процесс получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения; обеспечивать связь информации с практикой путем увязывания содержания и методики обучения с личным опытом обучающегося.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. – М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2012.
  2. Селютина М.Б., Энтина С.Б. О достоинствах и недостатках электронных учебных программ//Информационные технологии в образовании. X юбилейная конференция – выставка. -  Москва, 2010г.



1 комментарий:

  1. Зимина Лина Николаевна, скажите, какие именно электронные учебные пособия Вы используете в свой профессиональной деятельности.

    ОтветитьУдалить