Автор: Басова Валентина
Ивановна
e-mail: Voron_a13@mail.ru
Место работы: г.Кузнецк, Пензенская область
ГБОУ СПО ПО
«Кузнецкий колледж электронной техники»
XXI век делает необходимым широкое использование
компьютерных технологий в преподавании различных дисциплин. Эта необходимость
определяется особенностями нашего времени, которое предъявляет к педагогу свои
требования: высокий профессионализм, оперативность в использовании новых знаний,
технологий. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным
использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм
работы.
Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения более
интересным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В своей педагогической деятельности я использую следующие варианты применения ИКТ:
1) при изложении нового материала — визуализация
знаний (презентации по темам и электронные плакаты, выполненные в программе MS Power Point);
2) при проведении практических занятий и лабораторных работ c использованием специального программного
обеспечения (например, пакет прикладных
программ для решения задач
технических вычислений MatLab, реляционная система управления базами данных Interbase, система моделирования общего назначения GPSS World и т.п.)
3) для контроля и проверки усвоения материала
преподаваемой дисциплины (в основном тестирование с оцениванием);
4) при самостоятельной работе учащихся (поиск
информации в электронном пособии и сети Интернет);
5) для тренировки конкретных способностей учащегося
(внимание, память, мышление и т.д.);
Кроме того, из опыта работы могу отметить, что студенты сами интересуются созданием компьютерных
презентаций и электронных плакатов к учебным занятиям обобщения и систематизации
знаний, а также возможностью находить в сети Интернет интересную информацию о
новинках компьютерной техники и технологии.
Анализируя опыт использования ИКТ при преподавании
различных спецдисциплин, можно с уверенностью сказать, что использование
информационно-коммуникативных технологий позволяет:
- активизировать познавательную деятельность студентов;
- проводить учебные занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить объем выполняемой работы на занятии в 1,5-2 раза;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность учебного занятия;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Электронная база средств обучения
позволяет применять в образовательном процессе метод опережающего
обучения, который дает возможность студентам сформулировать преподавателю
вопросы, касающиеся современных достижений науки и техники, выходящих за рамки
учебной программы. К примеру, студентов интересуют вопросы таких тем, как: защита
компьютера от вирусов, защита конфиденциальности информации,
программно-аппаратные методы защиты информации, возможности современных
способов печати и т. д. Это позволяет преподавателю понять направление
интересов обучающихся и применить в своей работе интернет-ресурсы и созданную
электронную базу при подготовке учебного материала в виде продуктов ИКТ
(мультимедийных презентаций, слайдов и т. п.). Применение мультимедиасредств в
преподавании специальных дисциплин предоставляет педагогу возможность
комбинировать представление информации в разных формах (текст, звук,
видео и т. д.). Самостоятельная работа студентов направлена на
использование ИКТ при выполнении домашних заданий: тематических
рефератов, презентаций, сообщений.
Данный подход стимулирует студентов к учебно-исследовательской
деятельности, в результате которой студенты готовят исследовательские работы и принимают участие в научно-практических
конференциях различного уровня.
Постоянная работа по подготовке занятий с использованием ИКТ открывает
новые возможности для творческого роста и профессионального развития самого
преподавателя
Итак, применение ИКТ в учебном процессе хотя и трудоемкий во всех
отношениях процесс, но он оправдывает все затраты, делая обучение более
интересным, увлекательным и содержательным.
Мой главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать
древней китайской мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу
запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».
Комментариев нет:
Отправить комментарий