понедельник, 17 февраля 2014 г.

Использование ИКТ в преподавании спецдисциплин

Автор: Басова Валентина Ивановна
Место работы: г.Кузнецк, Пензенская область
 ГБОУ СПО ПО «Кузнецкий колледж электронной техники»

XXI век делает необходимым широкое использование компьютерных технологий в преподавании различных дисциплин. Эта необходимость определяется особенностями нашего времени, которое предъявляет к педагогу свои требования: высокий профессионализм, оперативность в использовании новых знаний, технологий. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы.
Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения более интересным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В своей педагогической деятельности  я использую следующие варианты применения ИКТ:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (презентации по темам и электронные плакаты, выполненные в программе MS Power Point);
2) при проведении практических занятий и  лабораторных работ c использованием специального программного обеспечения (например, пакет прикладных программ для решения задач технических вычислений MatLab, реляционная система управления базами данных Interbase, система моделирования общего назначения GPSS World и т.п.)
3) для контроля и проверки усвоения материала преподаваемой дисциплины (в основном тестирование с оцениванием);
4) при самостоятельной работе учащихся (поиск информации в электронном пособии и сети Интернет);
5) для тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.);
Кроме того, из опыта работы могу отметить, что студенты сами интересуются  созданием  компьютерных  презентаций и электронных плакатов к учебным занятиям обобщения и систематизации знаний, а также возможностью находить в сети Интернет интересную информацию о новинках компьютерной техники и технологии.
Анализируя опыт использования ИКТ при преподавании различных спецдисциплин, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность студентов;
  • проводить учебные занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой работы на занятии  в 1,5-2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность учебного занятия;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Электронная база средств обучения позволяет применять в образовательном процессе  метод опережающего обучения, который дает возможность студентам сформулировать преподавателю вопросы, касающиеся современных достижений науки и техники, выходящих за рамки учебной программы. К примеру, студентов интересуют вопросы таких тем, как: защита компьютера от вирусов, защита конфиденциальности информации, программно-аппаратные методы защиты информации, возможности современных способов печати и т. д. Это позволяет преподавателю понять направление интересов обучающихся и применить в своей работе интернет-ресурсы и созданную электронную  базу при подготовке учебного материала в виде продуктов ИКТ (мультимедийных презентаций, слайдов и т. п.). Применение мультимедиасредств в преподавании специальных дисциплин предоставляет педагогу возможность  комбинировать представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т. д.).  Самостоятельная работа студентов направлена на использование ИКТ  при  выполнении домашних заданий: тематических рефератов,  презентаций,  сообщений.
Данный подход стимулирует студентов к учебно-исследовательской деятельности, в результате которой студенты готовят исследовательские работы  и принимают участие в научно-практических конференциях различного уровня.
Постоянная работа по подготовке занятий с использованием ИКТ открывает новые возможности для творческого роста и профессионального развития самого преподавателя
Итак, применение ИКТ в учебном процессе хотя и трудоемкий во всех отношениях процесс, но он оправдывает все затраты, делая обучение более интересным, увлекательным и содержательным.

Мой главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней китайской мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».



Комментариев нет:

Отправить комментарий