Автор: Лацкова Алла
Владимировна
e-mail: lazkova50@gmail.com
Место работы: г.Саратов,
Саратовский областной колледж искусств
В процессе
образования музыканта одной из актуальных задач становится развитие активного
музыкального слуха. Помимо игры на каком-либо музыкальном инструменте
обучающиеся музыке проходят специальный
предмет, направленный на развитие слуха - сольфеджио. Сольфеджио (ит.) - пение по
нотам - дисциплина, объединяющая разнообразные формы работы, из которых наиболее сложной является музыкальный диктант. Диктант включает в себя в той или иной
степени все другие формы занятий сольфеджио: слуховой анализ звучащего
материала, его метроритмическое восприятие, интонирование (внутренним слухом) и
грамотную запись услышанного.
Музыкальный
диктант является обязательной формой всех экзаменов по сольфеджио, поэтому в
учебном процессе ему уделяется постоянное внимание. Обратимся к диктанту для
среднего звена музыкального образования
- колледжа или училища, куда студенты поступают, освоив диктант
уровня музыкальной школы.
В связи с такой
важной и постоянной формой работы по сольфеджио, какой является диктант, встает
вопрос о его музыкальном материале. Отечественная музыкальная литература по
музыкальному диктанту обширна и отличается весьма высоким качеством. Но все
учебные пособия предполагают запись музыки под диктовку с фортепиано, то есть,
диктант оказывается сведенным к условному тренировочному варианту, который
обезличивает звуковую палитру, связанную с возможностью тембров разных
инструментов и их сочетаний. В практической же работе музыканту часто
приходится иметь дело с разнотембровой,
в том числе оркестровой музыкой. Преподавателей-сольфеджистов всегда не
удовлетворяло подобное «обеднение» практики музыкального диктанта.
Поэтому ещё в советское время появлялись грамзаписи с тембровыми диктантами,
где мелодии исполнялись различными инструментами.
Сейчас, несмотря
на большие возможности такого мощного информационного источника как интернет,
мы не находим в нём образовательных программ по музыкальному диктанту. Имеются
очень несовершенные зарубежные музыкальные программы по записи отдельных
элементов диктанта на начальном этапе обучения.
В Саратовском
областном колледже искусств (СОКИ), преподаватели теоретического отделения
начали использовать тембровый диктант в связи с конкурсными мероприятиями. Идею
компьютерного моделирования диктантов предложил преподаватель теоретического
отделения СОКИ И.Н. Дороднов, композитор, постоянно использующий компьютер в
своей работе.
И. Н. Дороднов
работает в программном Midi-секвенсоре (Cubase
VZT24).
Для работы над звуком используется Midi-клавиатура, реагирующая на силу удара по клавишам и программный
семплер с оперативной памятью, куда записываются тембры музыкальных
инструментов.
При помощи миди-секвенсора отобранный для диктантов
материал
преобразуется в миди-файл. Каждая мелодия записывается на отдельный миди-канал, затем для голосов
подбирается соответствующий тембр. Первоначально в программах не было единой
шкалы тембров. После того как появилась стандартная шкала, оказалось, что она невысокого качества
по сравнению с тембровой палитрой музыкальных инструментов. Поэтому при работе
над музыкальным материалом И.Н.Дороднов пользуется специально записанными тембрами реально звучащих музыкальных инструментов.
Последний этап работы – обработка материала эффектом реверберации для
приближения к более реальному звучанию, если диктант одноголосный. Если диктант
двух- или трёхголосный, то перед реверберацией необходимо микширование с
панорамированием и балансировкой голосов.
Выделим три
уровня работы по моделированию музыкального диктанта.
1.Воссоздание
художественного материала в авторской инструментовке. Такие примеры знакомят
студентов с музыкой композитора в оригинале. Примеры из нашей практики - вальсы
в тембре струнных из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин» и из оперы С. Прокофьева «Война и мир».
2.Использование
авторского тематизма в новом тембровом качестве. Такой подход к музыкальному
материалу распространён и в художественной практике, например, «Картинки с выставки» для фортепиано М.Мусоргского
известны также в инструментовке М.Равеля. У нас среди диктантов такого типа
несколько двухголосных инвенций И.С.Баха в различных тембровых сочетаниях
флейты, гитары, гобоя, струнных. Эти тембры делают голоса инвенции более
контрастными и удобными для записи.
3.Тембровая обработка инструктивного тренировочного
диктанта, которая придаёт музыкальному материалу большую выразительность.
В нашей практике
это ряд трёхголосных полифонических диктантов для студентов старших курсов.
Использование в них трёх различных тембров духовых инструментов – фагота,
кларнета и флейты также индивидуализируют голоса, делают их более рельефными,
ясными для восприятия.
Тембровые
диктанты в курсе сольфеджио являются носителями межпредметных связей в учебном
процессе, они воспитывают тембровый
слух, развивают навыки оркестрового мышления и вкуса. Приобретённый в
таких упражнениях опыт может быть использован студентами в предметах
инструментовки и композиции.
Приложение: образцы одноголосного, двухголосного и трёхголосного диктантов.
Литература:
1.Алексеев Б.К., Блюм Д.А. Систематический курс музыкального
диктанта. –М.: Музыка, 1991. – 223 с.
2. Бах И.С.
Инвенции.- М.: Музыка,1968. – 98 с.
3.Калашник П.П.,
Булгаков Л.Н. Музыкальные диктанты. – Киев. Музична Украина, 1982. – 98 с.
4.
Кириллова В.А., Попов В. С. Сольфеджио 1часть. – М.: Музыка, 1991. –223
Комментариев нет:
Отправить комментарий