вторник, 18 февраля 2014 г.

Компьютерные технологии в курсе сольфеджио

Автор: Лацкова Алла Владимировна
e-mail: lazkova50@gmail.com
Место работы: г.Саратов, 
Саратовский областной колледж искусств

В процессе образования музыканта одной из актуальных задач становится развитие активного музыкального слуха. Помимо игры на каком-либо музыкальном инструменте обучающиеся музыке проходят  специальный предмет, направленный на развитие слуха - сольфеджио. Сольфеджио (ит.) - пение по нотам - дисциплина, объединяющая  разнообразные формы работы, из которых  наиболее сложной является  музыкальный диктант.  Диктант включает в себя в той или иной степени все другие формы занятий сольфеджио: слуховой анализ звучащего материала, его метроритмическое восприятие, интонирование (внутренним слухом) и грамотную запись услышанного.
Музыкальный диктант является обязательной формой всех экзаменов по сольфеджио, поэтому в учебном процессе ему уделяется постоянное внимание. Обратимся к диктанту для среднего звена музыкального образования  -  колледжа или училища,  куда студенты поступают, освоив диктант уровня музыкальной школы.
В связи с такой важной и постоянной формой работы по сольфеджио, какой является диктант, встает вопрос о его музыкальном материале. Отечественная музыкальная литература по музыкальному диктанту обширна и отличается весьма высоким качеством. Но все учебные пособия предполагают запись музыки под диктовку с фортепиано, то есть, диктант оказывается сведенным к условному тренировочному варианту, который обезличивает звуковую палитру, связанную с возможностью тембров разных инструментов и  их сочетаний. В  практической же работе музыканту часто приходится иметь дело  с разнотембровой, в том числе оркестровой музыкой. Преподавателей-сольфеджистов всегда не удовлетворяло подобное «обеднение» практики музыкального диктанта. Поэтому ещё в советское время появлялись грамзаписи с тембровыми диктантами, где мелодии исполнялись различными инструментами.
Сейчас, несмотря на большие возможности такого мощного информационного источника как интернет, мы не находим в нём образовательных программ по музыкальному диктанту. Имеются очень несовершенные зарубежные музыкальные программы по записи отдельных элементов диктанта на начальном этапе обучения.
В Саратовском областном колледже искусств (СОКИ), преподаватели теоретического отделения начали использовать тембровый диктант в связи с конкурсными мероприятиями. Идею компьютерного моделирования диктантов предложил преподаватель теоретического отделения СОКИ И.Н. Дороднов, композитор, постоянно использующий компьютер в своей работе.
И. Н. Дороднов работает в программном Midi-секвенсоре (Cubase  VZT24). Для работы над звуком используется Midi-клавиатура, реагирующая   на силу удара по клавишам и программный семплер с оперативной памятью, куда записываются тембры музыкальных инструментов. 
При помощи миди-секвенсора отобранный для диктантов  материал преобразуется в миди-файл. Каждая мелодия записывается на отдельный миди-канал, затем для голосов подбирается соответствующий тембр. Первоначально в программах не было единой шкалы тембров. После того как появилась стандартная  шкала, оказалось, что она невысокого качества по сравнению с тембровой палитрой музыкальных инструментов. Поэтому при работе над музыкальным материалом И.Н.Дороднов пользуется специально записанными  тембрами реально звучащих музыкальных инструментов. Последний этап работы – обработка материала эффектом реверберации для приближения к более реальному звучанию, если диктант одноголосный. Если диктант двух- или трёхголосный, то перед реверберацией необходимо микширование с панорамированием и балансировкой голосов.
Выделим три уровня работы по моделированию музыкального диктанта.
1.Воссоздание художественного материала в авторской инструментовке. Такие примеры знакомят студентов с музыкой композитора в оригинале. Примеры из нашей практики - вальсы в тембре струнных из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин» и из оперы С. Прокофьева «Война и мир».
2.Использование авторского тематизма в новом тембровом качестве. Такой подход к музыкальному материалу распространён и в художественной практике, например, «Картинки с выставки» для фортепиано М.Мусоргского известны также в инструментовке М.Равеля. У нас среди диктантов такого типа несколько двухголосных инвенций И.С.Баха в различных тембровых сочетаниях флейты, гитары, гобоя, струнных. Эти тембры делают голоса инвенции более контрастными и удобными для записи.
3.Тембровая  обработка инструктивного тренировочного диктанта, которая придаёт музыкальному материалу большую выразительность.
В нашей практике это ряд трёхголосных полифонических диктантов для студентов старших курсов. Использование в них трёх различных тембров духовых инструментов – фагота, кларнета и флейты также индивидуализируют голоса, делают их более рельефными, ясными для восприятия.
Тембровые диктанты в курсе сольфеджио являются носителями межпредметных связей в учебном процессе, они воспитывают тембровый  слух, развивают навыки оркестрового мышления и вкуса. Приобретённый в таких упражнениях опыт может быть использован студентами в предметах инструментовки и композиции.

Приложение: образцы одноголосного, двухголосного и  трёхголосного диктантов.
1.Алексеев Б.К., Блюм Д.А. Систематический курс музыкального диктанта.М.: Музыка, 1991. – 223 с.
2. Бах И.С. Инвенции.- М.: Музыка,1968. – 98 с.
3.Калашник П.П., Булгаков Л.Н. Музыкальные диктанты. – Киев. Музична  Украина, 1982. – 98 с.
4. Кириллова В.А., Попов В. С. Сольфеджио 1часть. – М.: Музыка, 1991. –223 



Комментариев нет:

Отправить комментарий