вторник, 18 февраля 2014 г.

Использование компьютерных технологий в преподавании химических дисциплин

Авторы: Ольга Николаевна Стишакова, 
Раиса Маратовна Абрарова
Место работы: Республика Башкортостан, г.Бирск,
ГАОУ СПО РБ «Бирский медико-фармацевтический колледж»

С каждым годом растет компьютеризация образовательных учреждений, в рамках которой преподаватели активно ведут поиски новых подходов, средств и методов обучения. Химические дисциплины являются частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности Фармация в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения [2]. Содержание  химических дисциплин должно быть ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ОПОП и овладению профессиональными компетенциями. Цель педагогической деятельности ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий, где ведущее место отводится информационным. На занятиях химии компьютер служит вспомогательным средством, направленным на повышение эффективности обучения. Для проведения компьютеризированных занятий преподаватель сам должен иметь достаточно высокий уровень компьютерной культуры [1].  Поэтому все преподаватели химических дисциплин, активно  используют  интерактивную доску, мультимедийные пособия в образовательном процессе. Преподаватели используют компьютерные технологии в структуре любых  занятий: теоретических (для объяснения нового и закрепления пройденного материала), практических (для демонстрации опытов, при проведении качественных реакций), комбинированных (для проведения различных видов контроля), обобщающих (для систематизации знаний), контроля знаний (для проведения итогового тестирования). Это дает возможность стимулировать поисковую деятельность студентов на современном качественно новом уровне, формирует учебную мотивацию и компетенции обучающихся. В химии много абстрактных понятий, трудных для восприятия. Например, демонстрация интерактивных моделей молекул воды, метана, оксидов и других соединений позволяет уяснить порядок соединения атомов в этих молекулах. При изучении  изомерии,  гибридизации электронных облаков нужно иметь абстрактное мышление, которое развито не у каждого обучающегося. И здесь на помощь приходят интерактивные модели молекул объемного  изображения на интерактивной доске.  Эксперимент – неотъемлемый элемент обучения химии на любом этапе. Общеизвестны требования к постановке и проведению химического эксперимента: техника безопасности, простота, надежность, наглядность, экологическая направленность. Использование видеозаписей  химического эксперимента легко решает эти проблемы, дает экономию времени, содействует созданию здоровьесберегающей среды обучения. В настоящее время выпускается электронных учебников по химии, в которых кроме видеофрагментов, имеется справочный материал, словарь химических терминов, разнообразные  интерактивные упражнения с  возможностью проверки ответов и работы над ошибками. Возможность использования интернета позволяет обучающимся работать самостоятельно после занятий. При  подготовке студентами сообщений, рефератов, докладов преподаватель может дать некоторые адреса в Интернете, где студенты находят готовую информацию или ссылки на неё. Например, проведение виртуальных экскурсий на синтез неорганических и органических соединений. Для оценивания знаний  по хим. дисциплинам проводится тестирование, что дает обучающимся возможность остаться один на один с компьютером и надеяться только на собственные знания.  Итоговый контроль всех хим. дисциплин проходит с проведением тестирования. Становиться традицией участие студентов колледжа в международных олимпиадах по основам наук – химия, где оценку ставит компьютер, и студенты работают на проверку своих знаний, т.е. развивается самосознание, и они подтягиваются в учёбе, повышается качество образования. Онлайн – тестирование приучает самому находить верное решение, самостоятельно работать с литературой. Занятия с использованием ИКТ отличаются от классической системы обучения, т.к. роль преподавателя уже не основной источник знаний, а консультативно-координирующая. У преподавателей химических дисциплин появляются дополнительные возможности при  подготовке к процессу обучения, что выражается: в аккумулировании совместных усилий преподавателей (разработка рабочих программ, календарно-тематического планирования, УМК), в  модернизации, корректировке электронных материалов, в систематическом накоплении материала (КИМы и КОСы, тесты), в повышении мотивации преподавания и обучения (вовлечение обучающихся в НИР, участие в олимпиадах, НПК, конкурсах). Использование программных продуктов обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, активность, доступность, самостоятельность [3]. В связи с переходом СПО на ФГОС при подготовке специалистов среднего звена формируются  ОК и ПК, связанные с требованием времени, с развитием экономики и социальной сферы, образования, что успешно достигается применением инновационных технологий в преподавании химии.                        

Список литературы:
1.Махова Ю.В. Образовательные стандарты нового поколения как фактор повышения квалификации преподавателей. //СПО.-2011.-№2.-с.3-4
2.ФГОС СПО специальности 060301 Фармация, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ,  10.11.2009, №572.
3.URL: http://www.pedagogika.ru



Комментариев нет:

Отправить комментарий