пятница, 21 февраля 2014 г.

Использование ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе.

Автор: Шерстобитова Нина Александровна
e-mail: nina.sak@ yandex.ru
Место работы: г. Горнозаводск, 
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» 

         Работаю в начальной школе по образовательной системе «Гармония».  Через уроки литературного чтения формирую  ученика – читателя. Очень ценным в этом плане считаю  программу литературного чтения и учебник «Любимые страницы», автор О.В.Кубасова. Литературное образование и развитие предполагает подготовку читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу. Ставлю перед собой цель: пробудить у детей интерес к чтению, литературно-творческой деятельности, научить школьников с помощью книг не только приобретать новые знания, но и получать эстетическое наслаждение от художественных текстов, сформировать интерес к собственной литературной деятельности. Учу детей читать – думать, читать – чувствовать, читать – жить, читать-творить.      
      XXI век — век высоких компьютерных технологий. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер.  Информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью любого современного урока и  позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, умение самостоятельно приобретать новые знания.
       Что даёт применение ИКТ на уроке?
1)    активизируется познавательная деятельность учащихся;
2)    обеспечивается дифференциация обучения;
3)    повышается объем выполняемой работы;
4)    формируются навыки  исследовательской деятельности;
5)    расширяется возможность самостоятельной деятельности;
6)    расширяется кругозор учащихся;
7)    создаются условия для сотрудничества учителя и учащихся;
8)     повышается качество усвоения учебного материала.
  Использование ИКТ в учебном процессе позволяет организовать различные виды деятельности учащихся: информационно-учебную, учебно-игровую, исследовательскую, самостоятельную.
    Как можно использовать ИКТ на уроках литературного чтения?
1. Подбор иллюстративного материала к уроку.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых презентаций.
4.Создание презентаций в программе Рower Рoint учителем и учениками. Использование в презентациях анимации, музыкального или голосового сопровождения.
5. Создание диафильма по заданной теме. Дети иллюстрируют произведения (групповая работа).  Рисунки сканируются, и каждая группа создаёт диафильм.
7. Использование фрагментов видеофильмов.
8. Создание карточек с индивидуальными заданиями, познавательными текстами.
Всё это делает урок ярким, живым, эмоциональным. Известно, что информация, воспринятая зрительно, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. Но надо помнить, что непрерывная длительность занятий с использованием компьютера не должна превышать для учащихся 1 классов-10 минут, 2-4 классов-15 минут.
      На каких этапах урока литературного чтения можно использовать ИКТ? Для создания эмоционального настроя на урок, при проверке домашнего задания,  при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала,   при обобщении и закреплении, при организации текущего контроля знаний.
        Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать не только интеллектуальные, но и творческие способности ученика. Истинное чтение  - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Творческий подход к урокам литературного  чтения, активное использование ИКТ помогают формировать ученика-читателя, творческую личность.
      Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться и ученику,  и учителю. Использование ИКТ на уроках литературного чтения позволяет сделать каждый урок развивающим, динамичным, здоровьесберегающим,  личностно-ориентированным. А всё вместе способствует повышению качества образования.

      Использованная литература.
Киселёв Г.М., Р.В. Бочкова  Информационные технологии в педагогическом образовании. Москва, «Дашков и К», 2012
Федяинова Н.В.  Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы. Учебно-методическое пособие, Омск, 2004



1 комментарий:

  1. Нина Александровна, мне понравился Ваш доклад. Всё изложено доступным языком, затронуты основные аспекты использования ИКТ на уроках чтения в начальной школе. Хотелось бы поподробнее узнать как вы развиваете творческие способности на уроках с помощью ИКТ. Спасибо.

    ОтветитьУдалить