Автор: Шерстобитова Нина Александровна
e-mail: nina.sak@ yandex.ru
Место работы: г. Горнозаводск,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Работаю в начальной школе по образовательной
системе «Гармония». Через уроки
литературного чтения формирую ученика –
читателя. Очень ценным в этом плане считаю
программу литературного чтения и учебник «Любимые страницы», автор
О.В.Кубасова. Литературное образование
и развитие предполагает подготовку читателя, способного воспринимать доступное
возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу. Ставлю
перед собой цель: пробудить у детей интерес к чтению, литературно-творческой
деятельности, научить школьников с помощью книг не только приобретать новые
знания, но и получать эстетическое наслаждение от художественных текстов,
сформировать интерес к собственной литературной деятельности. Учу детей читать
– думать, читать – чувствовать, читать – жить, читать-творить.
XXI век — век высоких компьютерных
технологий. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится
новое звено – компьютер. Информационно-коммуникационные
технологии становятся неотъемлемой частью любого современного урока и позволяют развивать интеллектуальные,
творческие способности учащихся, умение самостоятельно приобретать новые
знания.
Что даёт применение ИКТ
на уроке?
1) активизируется
познавательная деятельность учащихся;
2)
обеспечивается дифференциация обучения;
3)
повышается объем выполняемой работы;
4)
формируются навыки исследовательской деятельности;
5)
расширяется возможность самостоятельной
деятельности;
6)
расширяется кругозор учащихся;
7)
создаются условия для сотрудничества
учителя и учащихся;
8)
повышается
качество усвоения учебного материала.
Использование ИКТ в учебном
процессе позволяет организовать различные виды деятельности учащихся:
информационно-учебную, учебно-игровую, исследовательскую, самостоятельную.
Как можно использовать ИКТ на уроках литературного чтения?
1. Подбор
иллюстративного материала к уроку.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование
готовых презентаций.
4.Создание презентаций
в программе Рower Рoint учителем и учениками. Использование в презентациях
анимации, музыкального или голосового сопровождения.
5. Создание диафильма
по заданной теме. Дети иллюстрируют произведения (групповая работа). Рисунки сканируются, и каждая группа создаёт
диафильм.
7. Использование
фрагментов видеофильмов.
8. Создание карточек с
индивидуальными заданиями, познавательными текстами.
Всё это делает урок
ярким, живым, эмоциональным. Известно, что информация, воспринятая зрительно,
более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. Но надо помнить, что непрерывная
длительность занятий с использованием компьютера не должна превышать для
учащихся 1 классов-10 минут, 2-4 классов-15 минут.
На каких этапах урока литературного чтения
можно использовать ИКТ? Для создания эмоционального настроя на урок, при проверке
домашнего задания, при объяснении нового
материала, при повторении пройденного материала, при обобщении и закреплении, при организации
текущего контроля знаний.
Информационно-коммуникационные
технологии позволяют развивать не только интеллектуальные, но и творческие
способности ученика. Истинное чтение -
это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Творческий
подход к урокам литературного чтения,
активное использование ИКТ помогают формировать ученика-читателя, творческую
личность.
Информационные технологии дают уникальную
возможность развиваться и ученику, и
учителю. Использование ИКТ на уроках литературного чтения позволяет сделать
каждый урок развивающим, динамичным, здоровьесберегающим, личностно-ориентированным. А всё вместе
способствует повышению качества образования.
Использованная литература.
Киселёв Г.М., Р.В. Бочкова Информационные технологии в педагогическом
образовании. Москва, «Дашков и К», 2012
Федяинова Н.В. Использование информационных технологий в
учебном процессе начальной школы. Учебно-методическое пособие, Омск, 2004
Нина Александровна, мне понравился Ваш доклад. Всё изложено доступным языком, затронуты основные аспекты использования ИКТ на уроках чтения в начальной школе. Хотелось бы поподробнее узнать как вы развиваете творческие способности на уроках с помощью ИКТ. Спасибо.
ОтветитьУдалить