пятница, 21 февраля 2014 г.

Информационные технологии — основа образования

Авторы: Бобкова Марина Алексеевна,
Евдокимова Эльвира Мансуровна
e-mail: metod@almetpt.ru
Место работы: Республика Татарстан, г.Альметьевск,
ГАОУ СПО "Альметьевский политехнический техникум"

В настоящее время происходят интенсивные инновационные процессы как в обществе в целом, так и в системе образования. Инновации в информатике и ИКТ — одно из ключевых направлений инновационного развития бизнеса, экономики и образования в России, странах СНГ, Европы, Азии и во всем мире.
Под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
Инновационными технологиями в информатике и ИКТ, прежде всего, являются Интернет и Интернет-технологии: сайты, блоги, Интернет-сервера, Интернет-порталы, электронные библиотеки и открытые электронные энциклопедии, а также интерактивные сайты и программы.
Развитие современных информационных технологий требует от учебных заведений внедрения новых подходов к обучению, которые обеспечивали бы развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании.
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания студентов и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации учебных заведений: от освоения современных информационных технологий к использованию компьютерных программных средств при изучении предметов различного цикла. В результате, в образовательной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники учебных заведений имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности.
Опыт применения ИКТ в образовательном процессе показал, что:
а) информационная среда  открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию студентов к изучению предметных дисциплин;
 б) информатизация обучения привлекательна для студента в том, что снимается психологическое напряжение,  увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по изучаемой дисциплине, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;    
в) использование  информационных технологий в образовательном процессе предоставляет преподавателю возможность использовать интеллектуальные формы труда, повышать общую информационную культуру.
На современном этапе этот процесс связан с использованием мультимедийных учебных материалов: от создания обучающих программ до разработки целостной концепции построения образовательных программ в области мультимедиа, подготовки кадров высокого уровня по данному направлению, формирования новых средств обучения.
Средства мультимедиа позволяют преподавателям  изложить материл в максимально доступной форме, опираясь на такие педагогические принципы, как интерактивность, индивидуализация, доступность, наглядность и т.д.
Использование новых технологий приводит к развитию новых педагогических методов и приемов, изменению стиля работы преподавателей. Современное программное обеспечение  позволяет добиться более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяет возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, разгружает преподавателей и позволяет уделять больше времени индивидуальным занятиям, использовать интеллектуальные формы труда. Практика показала, что использование новых технологий позволяет сделать многие занятия более интересными и убедительными, а огромный поток информации – легкодоступным.
Применение компьютерных технологий имеет свое место и в нашем коллективе. Преподаватели информатики  используют презентации и видеоклипы, подготовленные вместе со студентами на практических занятиях. Этот метод также нашел свое применение и у преподавателей по другим дисциплинам.  
С 2010 г. в Альметьевском политехническом техникуме внедряются технологии дистанционного доступа к образовательным ресурсам, которые дополняют очную и заочную формы обучения. В настоящее время они реализованы при помощи программно-технического комплекса «УМКа», позволяющего студентам получать доступ к методическим материалам (опорным конспектам лекций, методическим указаниям по выполнению лабораторных работ, заданиям для семинарских занятий и т.д.), разработанным преподавателями техникума, функционирует информационная система «ЭлКо» (электронный журнал, база данных студентов, освещение новостей техникума и др.).
Внедрение современных технологий, обеспечение лучших условий для организации процесса образования  являются стратегическими приоритетами для государства в области образования.



Комментариев нет:

Отправить комментарий