четверг, 20 февраля 2014 г.

Применение ИКТ на уроках специальных дисциплин при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Филиппова Алина Анатольевна,
e-mail: filalina1974@yandex.ru
Место работы: Чувашская Республика, г.Чебоксары, 
Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики
 среднего профессионального образования «Чебоксарский экономико-технологический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Интенсивное развитие компьютерных технологий, стремительный рост информационного пространства требует кардинальных изменений в области образования и нового подхода к обучению. Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей, имеющих проблемы в психофизическом развитии, специальными условиями обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения не только физического, но и психического плана: нарушение высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно- логического мышления, связной речи), недоразвитие эмоционально- волевой сферы (завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение). Информационные технологии стали перспективным средством в профессиональном обучении детей с ОВЗ. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютерных технологий в коррекционно – образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую их роль в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.). Психолого- педагогическое исследование обучающихся с ОВЗ, а также опыт работы с данной категорией детей показывают, что компьютерные технологии на уроках могут обеспечивать совершенствование и активизацию учебного процесса, создают положительную мотивацию к учению, способствуют развитию сенсорного восприятия, стимулируют развитие внимания, тактильной памяти, познавательной активности. Помимо этого, компьютеризация учебного процесса предлагает богатейшие возможности для индивидуализации обучения – в том числе по объёму, темпу и логике изложения материала, позволяя учесть особенности обучающихся с ОВЗ. ИКТ вызывают у детей особый интерес: применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать на уроках различные процессы, ситуации, с которыми сталкиваешься как в быту, так и в профессиональной деятельности. Но, чтобы применение ИКТ на уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса: любое планирование урока, т. е. его проектирование, должно осуществляется в соответствии с общим уровнем развития всей учебной группы, индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося. Пользуясь цифровыми наглядными средствами обучения, необходимо соблюдать следующие требования:
- подбирать только такие материалы (рисунки, презентации, кроссворды, игры и т.д.), которые служат решению основной задачи обучения;
- адаптировать текстовый учебный материал с учетом   активного словаря обучающихся с ОВЗ;
- всю подобранную цифровую наглядность необходимо демонстрировать последовательно;
- заранее определять место и вид технических демонстрационных средств, используемых на уроке, а также вид работы с этими средствами;
- использовать на уроке оптимальное количество цифровых образовательных ресурсов;
- обеспечить качество демонстрируемого цифрового материала (рисунков, схем, фотографий, фильмов и т. д.). В группах детей с разными нарушениями развития часто возникают трудности при подаче учебного материала. Для решения этой проблемы на практических занятиях междисциплинарного курса «Технология ремонта и обновления швейных изделий» используются презентации, позволяющие обеспечить визуальное восприятие технологической последовательности трудовых действий и дальнейшее их выполнение. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь обучающегося в практическую деятельность, то доля усвоенного может составить 75%. Интернет безгранично расширил возможности обнаружения и демонстрации учебной информации через показ видеороликов. Например, при изучении тем «Волокнистые материалы», «Ткацкое производство» по учебной дисциплине «Основы материаловедения» обучающиеся с увлечением смотрят видеофильмы о   производстве и применении различных волокон, тканей, после чего составляют небольшое эссе.  Очень важную роль в работе с детьми с ОВЗ занимает ещё одна функция компьютера - использование его как инструмента творческой деятельности обучающегося. Использование наглядности в виде цифровых образовательных ресурсов (презентации, мультимедиа, фильмы) не только усиливает мотивацию обучающихся к предмету, но также может служить опорой при самостоятельной деятельности. Для выполнения мини- проектов по теме «Декоративные элементы для обновления швейных изделий» обучающимся на уроке посредством ИКТ предоставляется базовая информация: красочные фото швейных изделий, декорированных различными отделочными элементами; материалы, инструменты и приспособления для создания этих элементов и технология выполнения. У детей пробуждается любознательность, творческая заинтересованность.  В процессе изучения тем «Вышивка», «Лоскутная техника», совершая виртуальные экскурсии по залам различных выставок, обучающиеся знакомятся с видами рукоделия, которые используются в декоративно- прикладном творчестве. Применение ИКТ на уроках специальных дисциплин при обучении детей с ОВЗ позволяет создать эффективные условия обучения. Элементы урока, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, воздействуют на обучающегося сильнее, чем только слово педагога, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию к изучению предмета и освоению выбранной профессии.

Список использованных источников:
  1. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Педагогика, 2007. – 247 с.
  2. Иванова, Е.В. Информационная компетентность учителя в современной школе //Развитие научного педагогического знания: проблемы, подходы, результаты: Сб. научн. ст. аспирантов/ Под ред. А.П.Тряпицыной и др. –СПб. НИИХ СпбГУ, 2003 – Вып. 1.
  3. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.
  4. Некрасова Г.Н. Уроки технологии с использованием компьютера. /Г. Н.Некрасова//Школа и производство.2004. - № 3. – с.25 – 26.
  5. Толенгутова М.М. Активизация проектной деятельности школьников с использованием учебных программных средств. / М. М.Толенгутова// Технологическое образование: теория и практика /под ред. Г.А.Молевой. – Владимир,2011. – с.47-49


Комментариев нет:

Отправить комментарий