Автор: Филиппова Алина Анатольевна,
e-mail: filalina1974@yandex.ru
Место работы: Чувашская Республика, г.Чебоксары,
Бюджетное образовательное
учреждение Чувашской Республики
среднего
профессионального образования «Чебоксарский экономико-технологический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Интенсивное развитие компьютерных
технологий, стремительный рост информационного пространства требует
кардинальных изменений в области образования и нового подхода к обучению. Одним из
приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской
Федерации является обеспечение детей, имеющих проблемы в психофизическом развитии,
специальными условиями обучения. Дети с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие различные
отклонения не только физического, но и психического плана: нарушение высших
познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм
памяти, абстрактно- логического мышления, связной речи), недоразвитие
эмоционально- волевой сферы (завышенная или заниженная самооценка, негативизм,
невротическое поведение). Информационные технологии стали перспективным
средством в профессиональном обучении детей с ОВЗ. Отечественные и зарубежные
исследования по использованию компьютерных технологий в коррекционно –
образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и
целесообразность этого, но и особую их роль в развитии интеллекта, речи и в
целом, личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б.
Хантер и др.). Психолого- педагогическое исследование обучающихся с ОВЗ, а
также опыт работы с данной категорией детей показывают, что компьютерные
технологии на уроках могут обеспечивать совершенствование и активизацию
учебного процесса, создают положительную мотивацию к учению, способствуют
развитию сенсорного восприятия, стимулируют развитие внимания, тактильной
памяти, познавательной активности. Помимо этого, компьютеризация учебного
процесса предлагает богатейшие возможности для индивидуализации обучения – в
том числе по объёму, темпу и логике изложения материала, позволяя учесть особенности
обучающихся с ОВЗ. ИКТ вызывают у детей особый интерес: применение цвета,
графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать на
уроках различные процессы, ситуации, с которыми сталкиваешься как в быту, так и
в профессиональной деятельности. Но, чтобы применение ИКТ на уроках давало
положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного
процесса: любое планирование урока, т. е. его проектирование, должно
осуществляется в соответствии с общим уровнем развития всей учебной группы,
индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося. Пользуясь
цифровыми наглядными средствами обучения, необходимо соблюдать следующие
требования:
- подбирать
только такие материалы (рисунки, презентации, кроссворды, игры и т.д.), которые
служат решению основной задачи обучения;
- адаптировать текстовый учебный материал с
учетом активного словаря обучающихся с
ОВЗ;
- всю подобранную цифровую наглядность необходимо
демонстрировать последовательно;
- заранее определять место и вид технических
демонстрационных средств, используемых на уроке, а также вид работы с этими
средствами;
- использовать на уроке оптимальное количество
цифровых образовательных ресурсов;
- обеспечить качество демонстрируемого цифрового
материала (рисунков, схем, фотографий, фильмов и т. д.). В группах детей с
разными нарушениями развития часто возникают трудности при подаче учебного
материала. Для решения этой проблемы на практических занятиях
междисциплинарного курса «Технология ремонта и обновления швейных изделий»
используются презентации, позволяющие обеспечить визуальное восприятие
технологической последовательности трудовых действий и дальнейшее их выполнение.
При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала
достигает половины, а если вовлечь обучающегося в практическую деятельность, то
доля усвоенного может составить 75%. Интернет безгранично расширил
возможности обнаружения и демонстрации учебной информации через показ видеороликов.
Например, при изучении тем «Волокнистые материалы», «Ткацкое производство» по
учебной дисциплине «Основы материаловедения» обучающиеся с увлечением смотрят
видеофильмы о производстве и применении
различных волокон, тканей, после чего составляют небольшое эссе. Очень важную роль в работе с детьми с ОВЗ занимает
ещё одна функция компьютера - использование его как инструмента творческой
деятельности обучающегося. Использование наглядности в виде цифровых
образовательных ресурсов (презентации, мультимедиа, фильмы) не только усиливает
мотивацию обучающихся к предмету, но также может служить опорой при
самостоятельной деятельности. Для выполнения мини- проектов по теме
«Декоративные элементы для обновления швейных изделий» обучающимся на уроке
посредством ИКТ предоставляется базовая информация: красочные фото швейных
изделий, декорированных различными отделочными элементами; материалы,
инструменты и приспособления для создания этих элементов и технология
выполнения. У детей пробуждается любознательность, творческая
заинтересованность. В процессе изучения
тем «Вышивка», «Лоскутная техника», совершая виртуальные экскурсии по залам
различных выставок, обучающиеся знакомятся с видами рукоделия, которые
используются в декоративно- прикладном творчестве. Применение ИКТ на уроках
специальных дисциплин при обучении детей с ОВЗ позволяет создать эффективные
условия обучения. Элементы урока, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией,
воздействуют на обучающегося сильнее, чем только слово педагога, вызывая
неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному
вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию к изучению предмета и
освоению выбранной профессии.
Список использованных источников:
- Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Педагогика, 2007. – 247 с.
- Иванова, Е.В. Информационная компетентность учителя в современной школе //Развитие научного педагогического знания: проблемы, подходы, результаты: Сб. научн. ст. аспирантов/ Под ред. А.П.Тряпицыной и др. –СПб. НИИХ СпбГУ, 2003 – Вып. 1.
- Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.
- Некрасова Г.Н. Уроки технологии с использованием компьютера. /Г. Н.Некрасова//Школа и производство.2004. - № 3. – с.25 – 26.
- Толенгутова М.М. Активизация проектной деятельности школьников с использованием учебных программных средств. / М. М.Толенгутова// Технологическое образование: теория и практика /под ред. Г.А.Молевой. – Владимир,2011. – с.47-49
Комментариев нет:
Отправить комментарий