четверг, 20 февраля 2014 г.

«Организация групповой работы на занятиях»

Автор: Котельникова Вера Ефимовна, 
Место работа: г.Пермь,
ГБОУ СПО «Пермский химико-технологический техникум»

Целевая аудитория мастер-класса: преподаватели, методисты. Продолжительность мастер-класса – 1,5 часа, участники – студенты второго курса специальности 230115, от 15 до 30 человек.
Преподаватели – участники мастер-класса могут принять непосредственное участие в работе микрогрупп.
Цель мастер–класса: выявление методических особенностей организации групповой работы на занятии.
Задачи: понимать роль и значение групповой работы,  показать некоторые формы групповой работы в учебной деятельности преподавателя.
Образовательный процесс должен максимально способствовать развитию активной творческой личности, формированию умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность.
Главными признаками групповой работы обучающихся на занятии являются:       а) каждая микрогруппа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы;   б) задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена микрогруппы. Заранее задаётся форма отчёта группы. Это могут быть письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т.д.
Пример 1.     Изучение темы «Архиваторы» по дисциплине "Операционные системы" провожу в форме исследовательской работы. В этом случае целесообразно формировать группы из двух-трёх человек, так как работа организуется за компьютером. На предыдущем практическом занятии студенты изучали функционал архиваторов.
1.   Этап.   ОрганизационныйНастрой студентов на учебную деятельность. Ставится исследовательская задача: провести архивирование файлов с разными характеристиками разными архиваторами и сделать вывод какой из архиваторов даёт наилучший результат.
2.   Этап.   Актуализация знаний – Подготовка студентов к практической работе, выяснение уровня прочности и осмысленности знаний, полученных на предыдущих занятиях.
3    Этап.     Актуализация субъективного опыта студентовПостановка исследования, формулирование гипотезы.
4    Этап.     Работа в микрогруппе – Формирование навыков самостоятельной работы, сотрудничества. Студенты выполняют задание. Результаты работы оформляются в таблице.
На основном этапе занятия, где студенты погружаются в самостоятельную деятельность, они могу обращаться к преподавателю за консультацией (индивидуально или посредством своего лидера).
5    Этап.     Экспертная оценка.  После завершения работы выполняется обоснование и защита полученного результата. Во время защиты вопросы задают и преподаватель, и студенты других микрогрупп. Оценка может быть индивидуальной или группы в целом. Кроме отметки в баллах выставляется содержательная оценка, которая способствует развитию умения работать в группе.
6.   Этап.     Рефлексия   Участники мастер-класса высказывают своё мнение в форме: "интересным было…", "мне понравилось/не понравилось…" и т.п.
Пример 2.     При изучении темы «Опасности работы с электронной почтой» организую работу студентов следующим образом.
1.   Этап.     Подготовительный      Группа получает чётко и конкретно сформулированную учебную задачу с вполне предсказуемым результатом.
При изучении темы «Опасности работы с электронной почтой» даю студентам домашнее задание подобрать различный материал по электронной почте и принести в распечатанном виде.
2.   Этап.     Организационный       Настрой студентов на учебную деятельность. Ставится задача: из принесённого материала "собрать реферат". Сообщаются критерии оценивания работы. Определяется время на выполнение задания.
3.   Этап.     Работа в микрогруппе      Используя ножницы и клей, студенты подготавливают "реферат" по данному вопросу. Они должны не только скомпоновать материал, но и подготовить доклад и докладчика, а также составить коллаж по теме.
Преподаватель наблюдает за действиями студентов, отмечает положительные и отрицательные моменты, отвечает на вопросы. За 5 минут до окончания данного времени необходимо предупредить студентов о том, какое время осталось для завершения работы.
4.   Этап.     Экспертная оценка.  Одна из групп (по желанию или по жребию) представляет доклад, остальные внимательно слушают и дополняют (дополнения обязательны, иначе группа теряет баллы). Необходимо обратить внимание студентов на начальную фразу выступления: «Мы подготовили…», так как это результат совместной работы в группе.
5.   Этап.     Рефлексия        Необходимо выяснить мнение участников о том, что понравилось в работе, легко ли было прийти к единому решению.

И в заключение необходимо отметить, что роль преподавателя на таких занятиях огромна так, как он должен построить занятие так, чтобы передать часть своих функций студентам, использовать проблемные формы обучения, показать студентам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого студента, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.



Комментариев нет:

Отправить комментарий