четверг, 20 февраля 2014 г.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Автор: Озерова Наталья Николаевна
e-mail: ozerova_09@mail.ru
Место работы: Пермский край, г.Чайковский 
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»

Что такое информационная культура личности? Это широкое понятие, включающее в себя и компьютерную грамотность, и навыки чтения, и информационно-библиографическую культуру, то есть всё то, что помогает школьнику лучше ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве (Профессор Гендина Наталья Ивановна). Информационная культура определяется  как элемент общей культуры человека, совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов, а также выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровнях   (Е. Л. Харчевникова)
Сегодня темпы развития информационных технологий и темпы, с которыми объём информации увеличивается, настолько высоки, что не учитывать этот информационный шторм в школе невозможно. Развивать информационную культуру надо уже в начальных классах, а на протяжении всего учебного процесса совершенствовать. Все известные методы, приёмы и возможности работы с источниками информации, умение найти эти самые источники мы внедряем во все школьные предметы. Информационную культуру учащихся можно успешно сформировать только средствами всех учебных предметов, не выделяя её в отдельную специальную программу или в отдельный самостоятельный курс, потому что дополнительных часов на развитие информационной культуры личности в школе просто нет. Но всё это достаточно традиционные источники информации. Необходимо учить ребят находить информацию и в нетрадиционных источниках.
Целью современного образования является формирование у учащихся  следующих умений:
- адаптация в меняющихся жизненных ситуациях;
- самостоятельно приобретать необходимые знания, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место (самоопределение);
- самостоятельно развивать такие личностные качества, как коммуникабельность и толерантность, умение контактировать в различных социальных группах, различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из конфликтных ситуаций (компетентность).
Навыки устного и письменного счёта, каллиграфического и грамотного письма, чтения, составляющие основу начального обучения на протяжении многих столетий, сейчас всё в меньшей мере признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, её анализа, обработки, хранения, распространения, представления другим людям в максимально рациональной форме. Речь идёт о воспитании культуры работы с информацией.
Опираясь на природную любознательность младшего школьника, нетрудно создавать ситуации, при которых потребуется выполнение процедур информационного поиска, фиксирования и хранения информации в удобной для ученика форме – познавательного общения, передачи информации третьим лицам и т. д. Коллективный поиск и апробация различных путей выполнения заданий рождает в учениках желание участвовать в выборе и освоении наиболее эффективных путей решения проблем.
Идея научиться быстро находить нужную информацию в различных источниках (в книге, компьютере, в окружающей природе, в общении), изменять форму её представления для более удобного осознания, передачи, запоминания – близка и понятна детям, которые могут при должной подаче стать «соавторами» курса формирования собственной информационной культуры.
Основными источниками информации для ученика являются: наблюдение, слово как символ понятия, книжный текст, общение, компьютер. Если первые 4 вида источников получения информации отработанны всеми, известны, широко применяются в практике учителя, то 5 вид – компьютер - до сих пор остаётся для многих учителей новым, неизученным до конца, мало используемым. В отличие от учителей, дети в силу своей любознательности, бесстрашности быстрее овладевают способами получения информации с помощью компьютера, используя Интернет, электронную почту, обучающие программы на электронных носителях (диски).  Дети охотно и очень активно включаются в работу по созданию презентаций по различным темам. Работа детей по созданию презентаций органично сливается с предыдущими видами работы с информацией. Чтобы составить презентацию, ребёнок не просто берёт готовый материал в компьютере или «скачивает» его из Интернета, а вынужден обращаться к словарям за разъяснением понятий, к литературным источникам за необходимым материалом, прибегает к общению с одноклассниками или сверстниками и обменивается информацией по электронной почте, делает выводы, исходя из своих наблюдений. Таким образом, достаточно новый для многих на сегодняшний день вид получения информации не только поддерживает интерес учащихся в самостоятельном получении информации, но и отправляет их к ранее используемым приёмам, которые не ушли в прошлое, не остались забытыми, а в комплекте с компьютером составляют единое целое в формировании информационной культуры учащихся.





Комментариев нет:

Отправить комментарий