Автор: Озерова Наталья Николаевна
e-mail: ozerova_09@mail.ru
Место работы: Пермский край, г.Чайковский
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №
10»
Что
такое информационная культура личности? Это широкое понятие, включающее в себя и
компьютерную грамотность, и навыки чтения, и информационно-библиографическую
культуру, то есть всё то, что помогает школьнику лучше ориентироваться в быстро
меняющемся информационном пространстве (Профессор Гендина Наталья Ивановна). Информационная культура
определяется как элемент общей культуры
человека, совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с
потреблением и созданием информационных ресурсов, а также выполнением
информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровнях (Е. Л. Харчевникова)
Сегодня темпы развития
информационных технологий и темпы, с которыми объём информации увеличивается,
настолько высоки, что не учитывать этот информационный шторм в школе
невозможно. Развивать информационную культуру надо уже в начальных классах, а на
протяжении всего учебного процесса совершенствовать. Все известные методы,
приёмы и возможности работы с источниками информации, умение найти эти самые
источники мы внедряем во все школьные предметы. Информационную культуру
учащихся можно успешно сформировать только средствами всех учебных предметов,
не выделяя её в отдельную специальную программу или в отдельный самостоятельный
курс, потому что дополнительных часов на развитие информационной культуры
личности в школе просто нет. Но всё это достаточно традиционные источники
информации. Необходимо учить ребят находить информацию и в нетрадиционных
источниках.
Целью современного образования является формирование у учащихся следующих умений:
- адаптация в меняющихся жизненных
ситуациях;
- самостоятельно приобретать
необходимые знания, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в
ней своё место (самоопределение);
- самостоятельно развивать такие
личностные качества, как коммуникабельность и толерантность, умение
контактировать в различных социальных группах, различных ситуациях,
предотвращая или умело выходя из конфликтных ситуаций (компетентность).
Навыки устного и письменного счёта,
каллиграфического и грамотного письма, чтения, составляющие основу начального
обучения на протяжении многих столетий, сейчас всё в меньшей мере признаются
единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает
потребность в формировании навыков поиска информации, её анализа, обработки,
хранения, распространения, представления другим людям в максимально
рациональной форме. Речь идёт о воспитании культуры работы с информацией.
Опираясь на природную
любознательность младшего школьника, нетрудно создавать ситуации, при которых
потребуется выполнение процедур информационного поиска, фиксирования и хранения
информации в удобной для ученика форме – познавательного общения, передачи
информации третьим лицам и т. д. Коллективный поиск и апробация различных путей
выполнения заданий рождает в учениках желание участвовать в выборе и освоении
наиболее эффективных путей решения проблем.
Идея научиться быстро находить нужную
информацию в различных источниках (в книге, компьютере, в окружающей природе, в
общении), изменять форму её представления для более удобного осознания,
передачи, запоминания – близка и понятна детям, которые могут при должной
подаче стать «соавторами» курса формирования собственной информационной
культуры.
Основными источниками информации для ученика являются: наблюдение, слово как символ понятия, книжный
текст, общение, компьютер. Если первые 4 вида источников получения информации
отработанны всеми, известны, широко применяются в практике учителя, то 5 вид – компьютер - до сих пор остаётся для
многих учителей новым, неизученным до конца, мало используемым. В отличие от
учителей, дети в силу своей любознательности, бесстрашности быстрее овладевают
способами получения информации с помощью компьютера, используя Интернет,
электронную почту, обучающие программы на электронных носителях (диски). Дети охотно и очень активно включаются в
работу по созданию презентаций по различным темам. Работа детей по созданию
презентаций органично сливается с предыдущими видами работы с информацией.
Чтобы составить презентацию, ребёнок не просто берёт готовый материал в
компьютере или «скачивает» его из Интернета, а вынужден обращаться к словарям
за разъяснением понятий, к литературным источникам за необходимым материалом,
прибегает к общению с одноклассниками или сверстниками и обменивается
информацией по электронной почте, делает выводы, исходя из своих наблюдений.
Таким образом, достаточно новый для многих на сегодняшний день вид получения
информации не только поддерживает интерес учащихся в самостоятельном получении
информации, но и отправляет их к ранее используемым приёмам, которые не ушли в
прошлое, не остались забытыми, а в комплекте с компьютером составляют единое
целое в формировании информационной культуры учащихся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий