вторник, 18 февраля 2014 г.

Цифровые образовательные ресурсы как фактор повышения эффективности самообразовательной деятельности

Автор: Чернова Елена Викторовна
e-mail: bfu@ufamts.ru
Место работы: Республика Башкортостан,  г.Бирск,
ГАОУ СПО РБ "Бирский медико-фармацевтический колледж"

Трудно переоценить значимость знаний в современном мире. Быстрое развитие науки и темп жизни приводят к моральному устранению информации. Чтобы поддержать высокий уровень квалификации специалисту необходимо регулярно повышать свои профессиональные навыки. Один из способов- это самообразование. Самообразование – форма учебной работы, основанная на самостоятельном изучении материала. Такая форма обучения с одной стороны несёт множество достоинств, но и много «подводных камней». Как воспитать в себе самодисциплину к регулярным самостоятельным занятиям? Как разобраться в сложных теоретических моментах? Как объективно оценить уровень полученных знаний? Конечно, без сильной мотивации, волевых качеств и огромного желания овладеть наукой нечего не выйдет. Важную роль при такой форме обучения играют учебные пособия и различные  учебные программы, в  которых содержаться подробные объяснения, много практических задач разной степени сложности, предусмотрена возможность самоконтроля.
Повсеместное применение информационно-коммуникационных технологий в образовании, отразилось на развитии самообразования. Было бы ошибочно заявить, что традиционные учебники устарели. Тем более что в каждой области знаний выделяются зарекомендовавшие себя пособия. В дополнение к ним появилось много обучающих средств, разработанных на базе ИКТ. Разрабатываются и широко применяются цифровые информационные ресурсы, электронные учебные издания, информационные образовательные среды, интерактивные распределённые информационные образовательные ресурсы и многое другое используется для подготовки специалистов, ответственных за принятие решений, - будущих медработников Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Башкортостан Бирского медико-фармацевтического колледжа.  Данная работа посвящена анализу методов, содержания и стратегий развития цифровых образовательных ресурсов  образования в средних профессиональных учреждениях. В настоящее время чётко определена базовая идеология цифрового образовательного ресурса как фактор повышения эффективности самообразовательной деятельности. Непосредственно акцентируется внимание на использовании концентрации устойчивого развития как основополагающей. Под концентрацией устойчивого развития понимается модель, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей и будущие поколения.
Только такое эффективное использование технологий электронного обучения способствует гармоническому развитию личности. Поэтому  образование в подготовке бедующих медицинских  специалистов должно не просто проникнуть в структуру  технологий системы образования,  а стать одной из её основ.
Концепция системного подхода позволяет рассматривать электронное образование как целостный, взаимосвязанный комплекс отношений между его элементами, технологический режим взаимодействия которого позволяет гарантировать получение результата — профессионально подготовленного специалиста будущего медицинского работника Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Башкортостан Бирского медико-фармацевтического колледжа.  Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны модели системы электронного образования, разработаны учебно-методические пособия для опосредованного управления системой обучения студентов. Программы мультимедиа, где информация в текстовом виде сопровождается графикой, звуковыми приложениями, видео, анимацией. Данные программы дают возможность применить всё в учебном процессе все современные технологические наработки: многооконный режим работы, звуковое сопровождение материала, уменьшение, увеличение, искажение, дробление изображения, демонстрация учебных видеофильмов, реально протекающих процессов, событий, происходящих в реальном времени. Достигается такое представление информации, при котором человек воспринимает её сразу несколькими органами чувств. Уровень осмысления материала-наглядно-образный. Лёгкость использования и  создания приводит к появлению множества авторских прикладных мультимедиа программ, рассчитанных, в том числе, и на самообразовательную деятельность. Примерами таких систем могут служить образовательные сайты, обучающие программы для изучения дисциплин «Анатомия и физиология человека», « Основы микробиологии и иммунологии» и др.
В результате анализа теоретических источников и экспериментальной работы выявлены следующие педагогические условия использования технологий электронного обучения  цифровых образовательных ресурсов:
- использование технологий электронного обучения должно опираться на теорию формирования готовности специалистов к профессиональной деятельности и теорию информатизации системы подготовки специалистов;
- создание информационной инфраструктуры и компьютерной базы педагогической системы;
- научное, учебно-методическое обеспечение образовательной среды;
- подготовка педагогических кадров в направлении использования средств и технологий электронного обучения;
- обеспечение процесса формирования готовности студентов к электронному обучению;
- оптимальное сочетание форм и методов обучения, активизирующих познавательную деятельность в условиях электронного обучения;
- обеспечение коллективного обсуждения ключевых проблем с целью коррекции компонентов готовности (мотивационной и когнитивной), деформированных недостаточностью личностного общения при использовании технологий электронного обучения.

Список литературы
1. Брановский Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов в структуре многоуровневого образования: дис…док. пед. наук.-М, 1996.-378с.
2. Корвяков В.А. Развитие умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий: дис…канн. пед. наук.- Орнбург, 2002.-195с.
3. Макаров С.И. Методические основы создания и применения электронных изданий: дис. …док. Пед. Наук. – М, 2003.-242С.







Комментариев нет:

Отправить комментарий