вторник, 18 февраля 2014 г.

Применение информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе

Автор: Анохина Юлия Викторовна
Место работы: Пензенская область, г.Кузнецк, 
 ГБОУ СПО ПО «Кузнецкий колледж электронной техники»

На   современном   этапе   информатизации   общества   и   развития образовательных структур, на смену некоторым традиционным  методам  преподавания  приходят  новые  методики,  связанным с информационно-коммуникационными технологиями, основанные  на имитации диалога студента  с преподавателем  при  помощи  компьютера.  Одним из способов реализации таких методик является создание и использование на занятиях Цифровых Образовательных Ресурсов. Цифровые ресурсы способствуют  оптимизации  и  интеграции  урочной  и внеурочной деятельности, так как электронная форма ресурсов позволяет собрать в одном месте обучающий, развивающий, контролирующий материал, доступный практически в любой момент времени. Применение компьютерных технологий позволяет разнообразить учебный процесс, повысить  наглядность и запоминаемость материала, что заметно повышает  эффективность  самостоятельного изучения, а также дает возможность быстрой оценки и коррекции знаний и умений студентов. 
ЦОР могут быть представлены в различных формах, в том числе,  в виде электронных  учебников, например  - «Электронный учебник по дисциплине «Вычислительная техника (ВТ)». Он подойдет для студентов средних специальных учебных заведений, изучающих основы вычислительной техники. В учебник включены разделы: «Основы ВТ», «Арифметические основы ВТ», «Логические основы ВТ».
Электронный  ресурс - состоит из трех модулей: информационного, контролирующего и практического.
Информационный модуль – это электронный курс лекций по разделам: «Основы вычислительной техники», «Арифметические основы ВТ», «Логические основы ВТ». Он предназначен для изучения теоретических  основ  вычислительной техники, и может быть использован при  объяснении нового материала на уроках, а так же при самостоятельном изучении студентами новой темы. Модуль обеспечивает  интерактивность (использование гипертекстовых ссылок), а также мультимедийность обучения (использование фотографий, аудиозаписей, видеороликов).  Его разделы состоят из отдельных тем, соответствующих содержанию учебной программы и ФГОС. Каждая тема, помимо основного материала включает в себя справочную информацию, а так же небольшие проверочные задания, решение которых в процессе изучения новой темы позволит не только закрепить материал, но и обсудить правильные и неправильные подходы к решению. Некоторые темы содержат интересные факты, полезные ссылки и программы.
Второй модуль – практический. Он посвящен очень важной составляющей педагогического процесса – самостоятельной работе студентов. Ведь вводимые новые образовательные стандарты третьего поколения уделяют её достаточно большое внимание.  В модуле приведены задания  для самостоятельного изучения: это поиск (подбор) и обзор литературы, электронных источников, темы для рефератов,  тематические кроссворды, практические  задачи  по каждой  теме.  Задания составлены таким образом, что обеспечивают возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения. Кроме того, в модуле приведены примеры решения типовых задач по каждой теме.
Третий модуль – контролирующий. Он представляет собой сборник тестовых заданий по каждому из представленных разделов. Использование различных типов вопросов (вопросы на соответствие,  одиночный выбор, множественный выбор, ввод ответа с клавиатуры, установление порядка), заставит подумать над ответом, а не просто механически, наугад нажимать кнопки. В случае затруднения при ответе студент сможет пропустить его  и ответить позже, или обратиться к соответствующему разделу информационного модуля. Тестовые задания могут использоваться на разных этапах учебного процесса для контроля и самоконтроля обучающихся. Несомненными достоинствами модуля являются: минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля практически сразу по завершении теста, исключая не всегда объективную оценку педагога, а также вариативность заданий.  
В заключении хотелось бы сказать, что применение различных ЦОР на аудиторных и внеаудиторных занятиях позволит студентам  не только закрепить приобретенные в колледже знания, умения и навыки через самостоятельную работу с электронным учебником, но и существенно обогатит их.
               

Список используемых источников.

  1. Ю.М. Келим «Вычислительная техника» - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  2. T.Л. Партыка, И.И. Попов «Вычислительная техника» М.:ФОРУМ:ИНФРА-М, 2007.
  3. Браммер Ю. А. Цифровые устройства: учебное пособие для вузов /
  4. Ю. А. Браммер, И. Н. Пащук. - М.: Высш. шк., 2004.
  5. ГОСТ 2.743-91. Обозначения условные графические в схемах. Элементы цифровой техники. - М.: Изд-во стандартов, 1993.
  6. Информатика. Базовый курс / под ред. С. В. Симоновича. - 2-е издание. - СПб. : Питер, 2004.


Комментариев нет:

Отправить комментарий