вторник, 18 февраля 2014 г.

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании дисциплины «Мировая художественная культура»

Автор: Орехова Юлия Валерьевна
Место работы: Пермский край, г.Пермь, 
ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1»

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Многочисленные исследования по всему миру показали, что ИКТ может улучшить результаты обучения и качество преподавания.
Понятие ИКТ сегодня прочно вошло в нашу жизнь. Использование компьютерных технологий в процессе преподавания МХК необходимо. Культурный уровень учащихся с каждым годом становится все ниже. Зачастую сталкиваешься с непониманием и нежеланием изучать предмет МХК, поэтому вопрос: как повысить интерес, активизировать познавательную деятельность становится очень актуальным. Приобщение к Мировой художественной культуре происходит в условиях огромного информационного пространства. Современный человек живет в качественно новых условиях, в мире электронной культуры, в мире цифровых технологий. Информационно коммуникационные технологии становятся полноправными коллегами преподавателя и достойными проводниками в мир знаний. Этот интерес, увлечение компьютерными технологиями необходимо использовать в процессе преподавания предмета Мировая художественная культура.
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ преподавание приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).
В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов. С помощью сетевых средств стал возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени, заочные экскурсии, видеопросмотры фрагментов кинофильмов, балетов, спектаклей; прослушивание мастеров художественного слова, музыкальное сопровождение урока и.т.д.
Как самостоятельный предмет «Мировая художественная культура» существует около двух десятков лет, входит в число базовых и профильных дисциплин федерального компонента. Определяется минимум содержания МХК, который структурирован по историческому принципу в тематические разделы. Данный минимум является основой для составления различного рода программ и тематических планов.
Важным принципом преподавания МХК является рассмотрение феноменов культуры в историческом контексте. Знание историко-культурной ситуации обеспечит полное и глубокое понимание сути тех или иных произведений искусства, творчества художников. Изучение предмета немыслимо без непосредственного общения с искусством, поэтому важным принципом преподавания является принцип наглядности. Демонстрация предметных коллекций, портретов, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов, фрагменты передач телевидения или учебные видеофильмы, освещающие культурные события мира, с последующей демонстрацией на уроках. С ними можно работать на всех этапах преподавания.
Все используемые источники могут быть поделены на три части:
 - информационные ресурсы сети Интернет, которые могли бы быть использованы в качестве формы занятия (Интернет-урок). Многочисленные сайты: //www.moscowkremlin.ru - «Московский Кремль»://nesusvet.narod.ru - Иконы. Иконография. Иконопочитание. krugosvet.ru - Энциклопедия «Кругосвет».://russia.rin.ru/ - Россия Великая://mify.org/, «Эрмитаж»://www.gumer.info/ - Библиотека Гумера://www.artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура://www.artyx.ru - История искусств://fio.ru - Федерация Интернет - образования://bashmakov.ru - игра «Золотое руно» и др.
 - информационные ресурсы сети Интернет, которые могли бы быть использованы при подготовке к уроку;
 - информационные ресурсы сети Интернет, которые могли бы быть использованы во внеурочной деятельности.
Очень популярным и доступным средством донесение информации с использованием технических средств (компьютер, проектор) является презентация. Слово Презентация — (лат. praesentatio) — представление чего-либо нового. Получается, что мультимедийная презентация – это представление чего-либо нового с использованием мультимедийных технологий. Презентации, должна стать неотъемлемой частью преподавания. Автор статьи работает в этом направлении с 1996 г., когда впервые начал заниматься освоением курса МХК. Накоплена большая мультимедийная база, разработаны разные виды презентаций: обучающие по всем темам курса, презентации - введения; презентации - диагностики.
Не для кого ни секрет что использование Интернет увеличивает познавательную активность учащихся, делает учебно-воспитательный процесс привлекательным, а для некоторых привычной формой получения знаний. Для преподавателя - это одно из средств по-новому взглянуть на организацию занятия, уникальная возможность увлечь предметом.
Одну из интересных форм, подачи материала в преподавании МХК, которую активно использует автор статьи, это виртуальная экскурсия. Хорошо, когда человек может отправиться в любую точку мира и увидеть всё собственными глазами, но ведь есть категории людей, которые не имеют возможности либо банально времени поехать куда-то. Тем более студент или школьник ограниченный материальными и временным рамками. Для них виртуальные экскурсии – это едва ли не единственная и возможность повидать мир собственными глазами и ощутить себя в другом месте практически также как в реальности.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.). При использовании этой формы работы невозможно обойтись без сетевых информационных ресурсов. Фонды музеев и историко-культурных заповедников, галереи помогают создать виртуальную экскурсию по художественным музеям всего мира, наблюдения памятников архитектуры в масштабе реального времени.
Смотреть виртуальные экскурсии, несомненно, интересно. Однако человек всегда хочет чего-то большего. Например, можно попробовать создать свою экскурсию, непохожую ни на какую другую и это возможно, причем достаточно легко. В качестве основы для любого виртуального тура служат картинки - подойдут даже обычные цифровые фотографии, хотя наибольший эффект достигается использованием панорамных снимков.
Если более подробно разбирать технические моменты создания виртуальных экскурсий то одним из первых проигрывателей (форматов), пожалуй, был QuickTime. Точнее, расширение к нему под названием QuickTimeVR. Впервые возможность отображения панорам была включена в QuickTime еще в 1993 году, и с тех пор он долгое время оставался единственным подобным инструментом. Сейчас проблема уже не стоит так остро - существует масса проигрывателей панорам для web. Причем многие из них сделаны в виде модулей AcitveX или Java-апплетов.
Виртуальных экскурсий, которые можно совершить или создать при помощи Интернет большое множество. Список сайтов, которыми можно воспользоваться велик.
Автору статьи всех интереснее кажется сайт Пермской художественной галереи http://kulturaperm.ru/tours/gallery2/ на котором то же есть виртуальная экскурсия. Студенты согласно календарно-тематическому планированию знакомятся с шедеврами галереи.
Михаил Пиотровский назвал Пермскую галерею «Эрмитажем в миниатюре». Это вполне справедливо: в ее собрании, насчитывающем почти пятьдесят тысяч единиц хранения.
Если пройтись по залам галереи пользуясь виртуальной экскурсией, то можно увидеть экспонаты первого и третьего этажа которые расположены в хронологическом порядке. Для удобства сделано несколько точек обзора, которые позволяют просмотреть «Русское искусство» начиная от 18 века и заканчивая рубежом 19-20-го. Кроме того, сразу бросаются в глаза виртуальные стрелки, нарисованные на полу, которых в настоящей галерее нет. Они помогают посетителю не заблудиться. Нажав на один из указателей, можно перейти к следующей точке обзора. Виртуальный музей отображает все, что представлено в залах, начиная от люстры, если посмотреть на потолок, и заканчивая мельчайшими деталями, изображенными на картинах.
На третьем этаже галеристами представлена знаменитая экспозиция пермской деревянной скульптуры. Жаль только, что экскурсия не включает все коллекции. Залов раз в десять больше – и голландцы, и западноевропейское искусство, авангард очень много, и соцарта.
Интернет-экспозиция доступна для посетителей на информационном портале «Культура. Пермский край», где, кроме галереи, для виртуальных зрителей открыты множество музеев и галерей Пермского края. Например: Пермский краевой в доме Мешкова, Ильинский районный краеведческий и Нытвенский историко-краеведческий музеи, Ильинский районный краеведческий музей, Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка. г. Кудымкар, Мемориальный дом-музей П. И. Субботина-Пермяка. г. Кудымкар и многие другие.
Использование виртуальных экскурсий очень помогает в преподавании и изучении предмета МХК. Позволяет студенту самостоятельно подбирать материал для создания авторских виртуальных экскурсий, использовать личные архивы и работать над накоплением фото и видео документов для использования их в перспективе в для создания виртуальных экскурсиях.
ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, реализовывать задачи обучающие, развивающие и эстетические на более высоком эмоциональном зрительном уровне, поскольку дает преподавателю дополнительные возможности для полноценного знакомства учащихся с предметами культуры и искусства.
Использование нетрадиционных форм позволяет проводить учебные занятия, семинары, диспуты, интересно и насыщено. Реальным результатом такой подачи материала является достаточно высокий уровень усвоения знаний.



Комментариев нет:

Отправить комментарий