Автор: Корчагина Галина Викторовна
e-mail: Galinka62_62@mail.ru
Место работы: г. Пермь, ГБОУ СПО "Пермский педагогический
колледж №1"
В процессе изучения дисциплины у студента
формируются компетенции, отвечающие требованиям Государственного
образовательного стандарта. Оптимизация педагогического процесса это построение
рациональной модели изучения дисциплины в формировании культуры педагогического
мышления выпускников, являются общими, профессиональными компетенциями, которые
составляют модель выпускника востребованного на современном рынке труда. Для реализации
потенциальных возможностей каждого студента и формирования общих и профессиональных компетенций будущего
специалиста, в ходе обучения необходимо обеспечить следующие условия:«теория – практика – теория».
Экспериментально-аналитическая модель предполагает осуществление через
информационные технологии моделирование
образовательного процесса обучающимися, так как проецирует изучаемый
теоретический материал в практическую профессиональную
деятельность .
Использование информационных
технологий в образовательном процессе при изучении психологии помогает
реализовать взаимопереход «теория-практика- теория».Использование видео кейсовой технологии выступает как один
из вариантов информационных технологий.Которая
представляет собой дистанционную образовательную технологию. Данная
технология способствует культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе
приобщения к самой широкой информации.Суть видео кейс–метода состоит в том, что усвоение
знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной
деятельности студентов по разрешению
противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение
профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных
способностей.В процессе изучения темы по психологии Приложение
1-этап изучается
теоретический материал, затем выход на
практическую деятельность, обсуждение Приложение 2-этап, Приложение 3
Видео кейс-технология не
предполагает требований к компьютерному обеспечению и специальному оборудованию,
хотя и не исключает его использование.
Экспериментально-
аналитическая модель предполагает системное использование различных видов
познавательной и профессиональной деятельности. Экспериментально-аналитическая
модель имеет два этапа (Рис.4):I-учебно- познавательный цель: сформировать
самостоятельность и активность студентов в процессе обучения дисциплины; II-квази профессиональный цель: сформировать умение моделировать
образовательный процесс.
Каждый этап содержит блоки I- учебно- познавательный -три блока: прикладной формирует аналитичность мышления в конкретно проектно-
игровой деятельности теоретический цель:
«погружение» в изучаемый теоретический материал с выходом на практическую
деятельность, тренинговый цель: учит
создавать модели практической деятельности на фоне дефицита каких-то умений
навыков, может быть, этапом, продолжающим теоретическую часть. На первом этапе
изучение материала основано, на разного типа лекций они «вкрапляются» в блоки.
Лекция мотивационная цель развить научные: познавательные потребности,
организационно- ориентационная цель систематизация знаний и ориентация в
практическом применении теоретических основ; профессионально- воспитательная
цель: развивать специальные способности педагогической направленности (компетенции);
методологическая формировать образец научных методов объяснений , анализ,
прогноз; оценочная, цель: формирование мыслительных операций
II-квази профессиональный- три блока «организационно
– мотивационный» цель: обозначение ключевых моментов материала,
структурирование, анализ, активизация самостоятельного решения педагогической
ситуации используя личностной информационный педагогический фонд; «информационный» цель: раскрывается
сущность изучаемого материала через модели, презентации, дискуссию, краткие
методические рекомендации по работе с той или иной проблемой, «практический» цель: формировать
самостоятельный анализ педагогических действий работа возможна по смене ролевых
позиций: учитель- ученик, учитель- ученик – ученик, ученик- учитель- ученик.
Рис.4
Экспериментально-
аналитическая модель преподавания дисциплины
В целом экспериментально аналитическая модель
имеет основную цель: моделирование образовательного процесса обучающимися.
Каждый блок содержит узел (рис.5.).
Условные обозначения:
А – педагог;
В- студенты – В1 начальное состояние студентов, В2- типичные
учебные характеристики студентов;
С- цели лекции, семинара и т.д. (С1, С2, С10
и т.д. частные цели учебных ситуаций);
D- дидактический аппарат обучения ‑ содержание,
методы работы на лекции, практической, семинаре
S1, S2, S3 и т.д.- учебные
ситуации, в которых кроме частных целей, входят содержание, средства, методы,
время и место работы, необходимые для достижения указанных целей, а также
способы проверки частных результатов;
Е (общее)- результаты лекции, практической,
семинара. и т.д. (Е 1, Е5 ,Е 15 и т.д.- частные результаты то есть результаты
полученные в учебных ситуациях);
Е5-С5, Е10-С10, Е15-С15 и т. д. – информация
получаемая педагогом через определенные промежутки времени, обратная связь;
С5-Е5, С10-Е10, С15-Е15- осуществляемые
педагогом операции сравнения достигнутых на различных этапах обучения
результатов с заданными целями; вынесения решений о последующем ходе учебного
процесса : при совпадении результатов с заданными целями – продолжать работу
без изменений, при не совпадении результатов с заданными целями изменить
учебные процедуры или цели (что бы учебный процесс проходил оптимально для
данных условий).(Рис.5)
Рис .5. Узел образовательного процесса.
Узел выполняет следующие функции :
а) ясно показывает реальное расположение и
принципы взаимодействия компонентов процесса обучения на лекции, практическом
занятии, которые последовательно определяют сущность обучения;
б) раскрывается содержание и
последовательность операций педагога по руководству познавательной
деятельностью студентов .
Это позволяет эффективно подойти к
образовательному процессу при изучении дисциплины. Выше перечисленные подходы
имеют следующую логику изучения дисциплины: «теория – практика – теория».
эмоции и чувства
Приложение 2
вопросы к эмоциям
Приложение 3
Комментариев нет:
Отправить комментарий