вторник, 18 февраля 2014 г.

Использование информационных технологии на психологии в аспекте изучения теоретического и практического материала

Автор: Корчагина Галина Викторовна
e-mail: Galinka62_62@mail.ru
Место работы: г. Пермь, ГБОУ СПО "Пермский педагогический колледж №1"

В процессе изучения дисциплины у студента формируются компетенции, отвечающие требованиям Государственного образовательного стандарта. Оптимизация педагогического процесса это построение рациональной модели изучения дисциплины в формировании культуры педагогического мышления выпускников, являются общими, профессиональными компетенциями, которые составляют модель выпускника востребованного на современном рынке труда. Для реализации потенциальных возможностей каждого студента и формирования общих и  профессиональных компетенций будущего специалиста, в ходе обучения необходимо обеспечить следующие условия:«теория – практика – теория». Экспериментально-аналитическая модель предполагает осуществление через информационные технологии  моделирование образовательного процесса обучающимися, так как проецирует изучаемый теоретический материал в  практическую профессиональную деятельность .
Использование  информационных технологий  в образовательном  процессе при изучении психологии помогает реализовать взаимопереход «теория-практика- теория».Использование  видео кейсовой технологии выступает как один из вариантов информационных технологий.Которая  представляет собой дистанционную образовательную технологию. Данная технология способствует культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации.Суть  видео кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности  студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.В процессе изучения темы по психологии Приложение 1-этап изучается теоретический  материал, затем выход на практическую деятельность,  обсуждение Приложение 2-этапПриложение 3
 Видео кейс-технология не предполагает требований к компьютерному обеспечению и специальному оборудованию, хотя и не исключает его использование.
Экспериментально- аналитическая модель  предполагает системное использование различных видов познавательной и профессиональной деятельности. Экспериментально-аналитическая модель имеет два этапа (Рис.4):I-учебно- познавательный цель: сформировать самостоятельность и активность студентов в процессе обучения дисциплины; II-квази профессиональный цель: сформировать умение моделировать образовательный процесс.
Каждый этап содержит блоки I- учебно- познавательный -три блока: прикладной формирует аналитичность мышления в конкретно проектно- игровой деятельности теоретический цель: «погружение» в изучаемый теоретический материал с выходом на практическую деятельность, тренинговый цель: учит создавать модели практической деятельности на фоне дефицита каких-то умений навыков, может быть, этапом, продолжающим теоретическую часть. На первом этапе изучение материала основано, на разного типа лекций они «вкрапляются» в блоки. Лекция мотивационная цель развить научные: познавательные потребности, организационно- ориентационная цель систематизация знаний и ориентация в практическом применении теоретических основ; профессионально- воспитательная цель: развивать специальные способности педагогической направленности (компетенции); методологическая формировать образец научных методов объяснений , анализ, прогноз; оценочная, цель: формирование мыслительных операций
II-квази профессиональный- три блока «организационно – мотивационный» цель: обозначение ключевых моментов материала, структурирование, анализ, активизация самостоятельного решения педагогической ситуации используя личностной информационный педагогический фонд; «информационный» цель: раскрывается сущность изучаемого материала через модели, презентации, дискуссию, краткие методические рекомендации по работе с той или иной проблемой, «практический» цель: формировать самостоятельный анализ педагогических действий работа возможна по смене ролевых позиций: учитель- ученик, учитель- ученик – ученик, ученик- учитель- ученик.

Рис.4
Экспериментально- аналитическая модель преподавания дисциплины

В целом экспериментально аналитическая модель имеет основную цель: моделирование образовательного процесса обучающимися.
Каждый блок содержит узел (рис.5.).
Условные обозначения:
А – педагог;
В- студенты – В1 начальное состояние студентов, В2- типичные учебные характеристики студентов;
С- цели лекции, семинара и т.д. (С1, С2, С10 и т.д. частные цели учебных ситуаций);
D- дидактический аппарат обучения ‑ содержание, методы работы на лекции, практической, семинаре
S1, S2, Sи т.д.- учебные ситуации, в которых кроме частных целей, входят содержание, средства, методы, время и место работы, необходимые для достижения указанных целей, а также способы проверки частных результатов;
Е (общее)- результаты лекции, практической, семинара. и т.д. (Е 1, Е5 ,Е 15 и т.д.- частные результаты то есть результаты полученные в учебных ситуациях);
Е5-С5, Е10-С10, Е15-С15 и т. д. – информация получаемая педагогом через определенные промежутки времени, обратная связь;
С5-Е5, С10-Е10, С15-Е15- осуществляемые педагогом операции сравнения достигнутых на различных этапах обучения результатов с заданными целями; вынесения решений о последующем ходе учебного процесса : при совпадении результатов с заданными целями – продолжать работу без изменений, при не совпадении результатов с заданными целями изменить учебные процедуры или цели (что бы учебный процесс проходил оптимально для данных условий).(Рис.5)
А.











Рис .5. Узел образовательного процесса.

Узел выполняет следующие функции :
а) ясно показывает реальное расположение и принципы взаимодействия компонентов процесса обучения на лекции, практическом занятии, которые последовательно определяют сущность обучения;
б) раскрывается содержание и последовательность операций педагога по руководству познавательной деятельностью студентов .
Это позволяет эффективно подойти к образовательному процессу при изучении дисциплины. Выше перечисленные подходы имеют следующую логику изучения дисциплины: «теория – практика – теория».

Приложение 1
вопросы к эмоциям


эмоции и чувства
Эмоции

Приложение 2
вопросы к эмоциям


Приложение 3






Комментариев нет:

Отправить комментарий