вторник, 18 февраля 2014 г.

Опыт использования цифровых электронных ресурсов на уроках информатики

Авторы: Никитин Вениамин Константинович, 
Макарова Анастасия Викторовна
e-mail: xoxn@mail.ru
e-mail: expresso2007@mail.ru
Место работы: г. Пермь, 
ЧОУ "СОШ — Европейская школа"

В данной работе рассматривается опыт использования цифровых электронных ресурсов на уроках информатики. Качество обучения в школе зависит от знающих, хорошо подготовленных учителей, тщательно разработанных учебных материалов, адекватных ресурсов и инфраструктуры для поддержки учителей и учащихся, подкреплены организационной структурой, которая поддерживает развитие учителей, сертификацию, повышения квалификации, разработку соответствующих учебных программ.
Важную роль в образовательном процессе играют цифровые  электронные ресурсы. Обучение с помощью цифровых электронных ресурсов должно учитывать интересы и дальнейшие планы учащихся.
В дальнейшем, в жизни учащиеся должны осознавать себя – успешными, компетентными. Из опыта выбора цифровых электронных ресурсов, когда каждый преподаватель самостоятельно подбирает технологию цифровых электронных ресурсов необходимых для применя в том или ином случае.  Основными критериями подбора цифровых электронных ресурсов для ведения правильного образовательного процесса, являются психологические и физиологические возможности и потребности учеников при изучении предмета на данном этапе развития, гармонии между выбранными цифровыми электронными ресурсами и учебными программами.
На раннем этапе «школьная информатика», подразумевала прикладную область педагогики, дающая возможность учащемуся ориентироваться в информационной сфере, использовать информационные потоки, анализировать их, реализовывать прямые и обратные информационные связи с адаптацией учащегося к окружающему миру. Учебная программа - «школьная информатика» носила информативный характер - работа с офисными программами, работа с компьютером, его компонентами и не выходила за рамки обучения учащегося простой цифровой грамотности (базовых навыков компьютерной грамотности, работе в текстовом процессоре, элементарных запросов и структур баз данных).
Однако «школьная информатика» не удовлетворяла «общественному заказу общества», не удовлетворяла пассивной ролью учащегося в образовательном процессе. Всех участников образовательного процесса волновало то, чему учат детей. Современная школа России переживает процесс модернизации образования, основа которого - новые жизненные ориентиры, новые образовательные цели, новые результаты.
Изменение целей образовательного курса изучения информатики  потребовало пересмотра программ обучения, создания учебных пособий [1].
Новая цель - образовательный процесс, где учащиеся «генерируют» полученные знания в процесс формирования новых знаний [2,4,5], их умения и навыки не зависят от смены технологий обучения, смены программной среды, а лишь помогают ему в социализации, адаптации, коммуникативности в последующей жизни - «впервые информатика рассматривается как существенный элемент гуманитарной культуры человека» [3].
Новые подходы к образовательному процессу изучения информатики и ИКТ с помощью цифровых  электронных ресурсов, это:
  1. активизация обучения учащегося в познавательной деятельности на уроке;
  2. индивидуализации процесса познания, на уроке, при выполении домашних заданий;
  3. осознанное информационно - коммуникативное понимание при использовании современных средств связи;
  4. экономия время на уроке;
  5. вовлечение учащегося - в активного участника процесса обучения.

Источники цифровых электронных ресурсов в школах:
1.   ЦОР – ресурсы на оптических CD – дисках;
2.  портал «Образование 2.0», www. Web2edu.ru – новостная доска, блоги, форумы;
3.  сетевые и социальные порталы;
4.  электронные библиотеки, базы данных по  предмету;
5.   цифровые  электронные ресурсы на сайтах учителей информатики России, стран СНГ;
6.  цифровые  электронные ресурсы, созданные учителями, учащимися школы.
Интернет-конференция «ИКТ в образовании - путь к успеху», обсуждения тематических направлений, мастер-классы, её выводы - смогут помочь школе выявить проблемные точки российской школьной информатики.

Что ждут школьные учителя информатики от конференции:
1.1 обсуждение на интернет-конференции особенностей школьной инфраструктуры тормозящих эффективное преподавание информатики;
1.2 необходимости координации усилий всех участников интернет-конференции в поддержку совершенствования школьного образования по информатике - сложной и актуальной задачи.
Участникам, гостям интернет-конференции «ИКТ в образовании - Путь к успеху», всем участникам процесса совершенствования школьного образования необходимо напомнить:
«Образование – это то, что остаётся у человека, когда он забудет всё, чему его учили»  А. Эйнштейн.

Список литературы
  1. Лапчик М.П. Теория и методика обучения информатике /М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. Под ред. М.П.Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с.
  2. Хеннер, Е.К., Семакин, И.Г. Школьная информатика в России на фоне стандарта К-12 (США). Информатика и образование. – 2013. – №4. – С.39-42.
  3. Бешенков С.А. Информатика. Систематический курс: Учебник для 10-го класса /С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 432 с.
  4. Вагис А.Г., Братусь А.В., Василенко В.И. Реализация экспертной системы на основе логической имитации. Препринт 2 88-8/1417 –К.: ИК, 1987. –15 с.
  5. С. Ржевский, Г. Верещагина, В. Никитин, Т. Овчаренко Математическая модель одной концепции существующей системы пенсионного обеспечения. Препринт 1/98  –Киев, 1998. –25 с.




Комментариев нет:

Отправить комментарий