понедельник, 17 февраля 2014 г.

"Использование информационно-коммуникационных технологии в организации проектно-краеведческой деятельности старших дошкольников"

Автор: Казарцева Татьяна Борисовна,
e-mail: t.cazarczeva2011@yandex.ru
Место работы: Тамбовская обл., г.Тамбов, 
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Возрождение»

Воспитание гражданин патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня патриотическое воспитание детей  дошкольного возраста приобретает особую значимость .
Воспитание патриотизма должно осуществляться не столько словами, сколько деламиКак придать историко-краеведческому воспитанию деятельностный характер? Как заинтересовать дошкольника  изучением истории своего села, города, края? Ведь без добровольности поисковая работа не сможет затронуть чувства ребёнка и пробудить в нём любовь к Отечеству. Одним из способов решения этих проблем является применение в историко-краеведческой деятельности информационных технологий.
Применение ИКТ в краеведении является не данью моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию, развитию творческой самостоятельности.

В 2011-2013 учебном году в группе общеразвивающей направленности для детей с 6 до 7 ТОГАОУ ЦПМСС «Возрождение» лет был реализован педагогический проект «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях социального партнёрства» с творческим названием  «Тамбов – это Родины нашей частица», главной цель которого было воспитание интересов и любви к истории малой родины на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем. Участниками  проекта были  дети, родители, педагоги, сотрудники Тамбовского областного краеведческого музея, Тамбовской областной детской библиотеки.
Среди широкого спектра  методического инструментария, важное значение придавалось  ИКТ-технологиям, в частности, знакомство с разработанными, создание и использование собственных электронных образовательных ресурсов.

Интересной и увлекательной формой совместной детско-взрослой  деятельности считаем видеолектории – организационную форму досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Тематика видеолекториев обширна, связана с реализуемыми темами и интересами детей, дифференцирована с учетом возраста детей. Информация визуализируется с использованием авторских фотографий с целевых краеведческих экскурсий, семейных прогулок по родному городу.  Примером может служить фотоотчет «Моя Россия – мой Тамбов», размещенный на социальном сервисе  Panaramio  в режиме совместного доступа и редактирования педагогами, родителями и детьми.  (http://www.panoramio.com)

Так же активно использовались компьютерные презентации – удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация дает возможность скомпоновать материал, исходя из индивидуальных, психических особенностей детей дошкольного возраста, темы, цели, структурных компонентов занятия. При этом соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками, повышает мотивацию к деятельности и познанию, развивает творческий потенциал ребенка.НКонец формы («С  чего  начинается  Родина», «Достопримечательности нашего города»,  «Мой город  – моя гордость», «Есть улицы центральные!», «Музыка С.В. Рахманинова живет рядом с нами», «Никто не забыт и ничто не забыто!») 

Презентации состоят  из красочных анимированных слайдов, которые были прекрасными помощниками при проведении занятий  и праздников по теме. Применение цвета, графики, мультипликации, звука на занятиях повышали мотивацию, интерес детей к получению новых знаний и учебный материал усваивался эффективнее.
Для большей эффективности в презентации включаются  занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Например, дидактическая игра «Мозаика слов», «Я знаю свой город», «Имя улицы моей»,  «Загадки – отгадки» http://www.imagechef.com), интерактивные пазлы «Собери целое из частей»-  (http://puzzleit.org),
Наиболее популярна у всех участников творческого процесса стала  виртуальная экскурсия по городу «Где находится памятник» - Карты Google)
Мы использовали такие приемы работы, как чередование практической и теоретической демонстрации учебного материала, что, несомненно, способствует  достижению поставленных целей.
Так, познакомившись с историей возникновения города, дети выучили, записали песню и разместили с помощью взрослых  видеоролик песни «Я в Тамбове родился» на видеохостинге YouTube (http://www.youtube.com
Логичным итогом  проектной деятельности стало создание коллективной творческой работы – коллаж «Мой город - Тамбов». Затем коллаж разместили в сети Интернет, используя сервис создания виртуальных  интерактивных  открыток Pleycast, предоставляющий возможность соединять в единое произведение тексты, картинки и музыку и отправлять их по электронной почте и интернет-мессенджеры или хранить в галерее. 
Цифровые ресурсы мобильны, активны. Такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена. Стоит отметить, что именно такого рода наглядность позволяет подчеркивать важные моменты повествования, показывать явления в процессе и т.д.
Особенность использования электронных ресурсов заключалась в том, что мы разработали для каждого вида занятий определенный электронный материал и встраивали его в систему образовательной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня электронные образовательные ресурсы можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развитию ребенка.  
       
Использованная литература:
1. Письмо МО РФ «Об информатизации дошкольного образования в России» № 753/23-16 от 25.05.01.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 05.11.08.
3.   А.Я.Ветохина, З.С.Дмитренко. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
4.   Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2010г.



Комментариев нет:

Отправить комментарий