Автор: Казарцева
Татьяна Борисовна,
e-mail: t.cazarczeva2011@yandex.ru
Место работы: Тамбовская обл., г.Тамбов,
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения
«Возрождение»
Воспитание гражданин патриота всегда было
важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня
патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста приобретает особую значимость .
Воспитание
патриотизма должно осуществляться не столько словами, сколько делами. Как
придать историко-краеведческому воспитанию деятельностный характер?
Как заинтересовать дошкольника изучением
истории своего села, города, края? Ведь без добровольности поисковая работа не
сможет затронуть чувства ребёнка и пробудить в нём любовь к Отечеству. Одним из
способов решения этих проблем является применение в историко-краеведческой
деятельности информационных технологий.
Применение ИКТ в краеведении является не данью
моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это
значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность.
Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только
знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме.
Современные информационные технологии расширяют эти возможности
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий
наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений
детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к
познанию, развитию творческой самостоятельности.
В
2011-2013 учебном году в группе общеразвивающей направленности для детей с 6 до
7 ТОГАОУ ЦПМСС «Возрождение» лет был реализован педагогический проект
«Патриотическое воспитание дошкольников в условиях социального партнёрства» с
творческим названием «Тамбов – это Родины нашей частица», главной цель которого было воспитание
интересов и любви к истории малой родины на основе ознакомления
детей старшего дошкольного возраста с родным краем. Участниками проекта были дети, родители, педагоги, сотрудники Тамбовского областного
краеведческого музея, Тамбовской областной детской библиотеки.
Среди широкого спектра методического инструментария, важное значение
придавалось ИКТ-технологиям, в
частности, знакомство с разработанными, создание и использование собственных
электронных образовательных ресурсов.
Интересной и увлекательной формой совместной детско-взрослой деятельности считаем видеолектории –
организационную форму досуга с использованием специально подготовленного
видеоматериала и игровых заданий. Тематика видеолекториев обширна, связана с
реализуемыми темами и интересами детей, дифференцирована с учетом возраста
детей. Информация визуализируется с использованием авторских фотографий с
целевых краеведческих экскурсий, семейных прогулок по родному городу. Примером может служить фотоотчет «Моя Россия
– мой Тамбов», размещенный на социальном сервисе Panaramio в
режиме совместного доступа и редактирования педагогами, родителями и
детьми. (http://www.panoramio.com)
Так же активно использовались компьютерные презентации – удобный и
эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ.
Презентация дает возможность скомпоновать материал, исходя из индивидуальных,
психических особенностей детей дошкольного возраста, темы, цели, структурных
компонентов занятия. При этом соблюдается основной принцип дидактики –
наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками,
повышает мотивацию к деятельности и познанию, развивает творческий потенциал
ребенка. («С чего
начинается Родина», «Достопримечательности нашего города», «Мой город – моя гордость», «Есть улицы центральные!»,
«Музыка С.В. Рахманинова живет рядом с нами», «Никто не забыт и ничто не
забыто!»)
Презентации
состоят из красочных анимированных
слайдов, которые были прекрасными помощниками при проведении занятий и праздников по теме. Применение цвета,
графики, мультипликации, звука на занятиях повышали мотивацию, интерес детей к
получению новых знаний и учебный материал усваивался эффективнее.
Для
большей эффективности в презентации включаются
занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Например,
дидактическая игра «Мозаика слов», «Я знаю свой город», «Имя улицы моей», «Загадки – отгадки» http://www.imagechef.com), интерактивные пазлы «Собери целое из
частей»- (http://puzzleit.org),
Наиболее
популярна у всех участников творческого процесса стала виртуальная экскурсия по городу «Где
находится памятник» - Карты Google)
Мы
использовали такие приемы работы, как чередование практической и теоретической
демонстрации учебного материала, что, несомненно, способствует достижению поставленных целей.
Так,
познакомившись с историей возникновения города, дети выучили, записали песню и
разместили с помощью взрослых видеоролик
песни «Я в Тамбове родился» на видеохостинге YouTube (http://www.youtube.com)
Логичным
итогом проектной деятельности стало
создание коллективной творческой работы – коллаж «Мой город - Тамбов». Затем
коллаж разместили в сети Интернет, используя сервис создания виртуальных интерактивных
открыток Pleycast, предоставляющий возможность соединять в единое
произведение тексты, картинки и музыку и отправлять их по
электронной почте и интернет-мессенджеры или хранить в галерее.
Цифровые ресурсы мобильны, активны. Такая
подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена.
Стоит отметить, что именно такого рода наглядность позволяет подчеркивать
важные моменты повествования, показывать явления в процессе и т.д.
Особенность
использования электронных ресурсов заключалась в том, что мы разработали для
каждого вида занятий определенный электронный материал и встраивали его в
систему образовательной деятельности.
Информационно-коммуникационные
технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать
познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня электронные
образовательные ресурсы можно считать тем новым способом передачи знаний,
который соответствует качественно новому содержанию обучения и развитию
ребенка.
Использованная литература:
1. Письмо МО РФ
«Об информатизации дошкольного образования в России» № 753/23-16 от 25.05.01.
2. Послание
Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа» от 05.11.08.
3. А.Я.Ветохина,
З.С.Дмитренко. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
4. Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
2010г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий