среда, 12 февраля 2014 г.

Реализация модели «перевёрнутый класс» в технологии смешанного обучения

Автор: Мартюшева Надежда Николаевна,
e-mail: wert2509@yandex.ru
Место работы: г.Пермь, МБОУ "Гимназия № 4 имени братьев Каменских"

Смешанная модель обучения представляет собой комплекс очного (аудиторного) и электронного обучения. Под электронным обучением подразумевается использование в режиме онлайн различных электронных образовательных ресурсов: дистанционных, аудио и видео записей, презентаций и других. Такая форма образования даёт учащимся новые возможности по изучению школьных предметов – можно не только в любое время просмотреть необходимый учебный материал в режиме онлайн, но и пройти тестирование, проверить свои знания по предмету, ознакомиться с дополнительными источниками информации по теме, задать вопросы преподавателю или одноклассникам на форуме и получить ответы, не дожидаясь очного общения на уроке.
Одной из моделей этой технологии является «Перевёрнутый класс». Суть её заключается в том, что меняется местами содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо письменного выполнения рутинной домашней работы ученикам предоставляется доступ к электронным ресурсам, с которыми учитель специально организует учебную деятельность учащихся. Как правило, домашняя работа заключается в знакомстве с теоретическим материалом темы и  дальнейшей  его отработке с помощью электронных тестов. Это можно сделать в любое удобное для ученика время, в удобном месте, просмотрев любое количество раз учебные материалы. На уроке же осуществляется работа по закреплению изученного в домашних условиях материала на более высоком уровне в виде, например: решения нестандартных задач, создания мини-проектов, составления алгоритмов и тестов, написания статьи и других. Каждая домашняя работа должна сопровождаться конкретным заданием с четкими учебными целями и поэтапной инструкцией, кроме этого желательно ведение при этом какого-нибудь конспекта.
Приведем примеры реализации данной модели:
Формулировка домашнего задания: «Прочитать теоретический материал по заданной теме в электронном образовательном ресурсе. Приготовиться отвечать на вопросы по прочитанному».
Несколько вариантов закрепления на уроке изученного дома материала:
·  Написать статью на заданную тему  для энциклопедии, которая должна дать краткое, но полное и доступное представление о материале, примеры прикладной направленности, формулы, содержащиеся в теме, способы задания её основных понятий.
·  В составе группы из 2-х человек выполнить задание:  составить тест из 10 вопросов, которые носят теоретический характер, отражающий все основные понятия и формулы заданной темы, к каждому из которых предлагается 4 варианта ответов, один из них верный.  Представить ответы к тесту.
·  Составить и описать алгоритм решения задач, уравнений, неравенств определённого вида. Привести примеры использования алгоритма.
·  Заполнить таблицу, в которой прописаны вопросы различного характера, отражающие все основные понятия и формулы заданной темы, но не заполнены ячейки с ответами на эти вопросы.
Домашние задания по дальнейшему закреплению изученного материала можно давать  индивидуально каждому ученику с учётом его психологических особенностей, приоритетов в образовательных областях. После такой домашней работы желательно, чтобы на уроке выполнялись задания продуктивного характера.
Таким образом, можно выделить основные компоненты модели «Перевёрнутый класс»: традиционное прямое личное взаимодействие учителя и учащихся на уроке; интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса, опосредованное компьютерными телекоммуникационными технологиями и электронными информационно-образовательными ресурсами; самообразование учеников.
Примером  электронного образовательного ресурса, который эффективно применяется при реализации описываемой модели, является ресурс НП «Телешкола». Этот ресурс содержит набор модулей, охватывающий всю программу средней школы по основным предметам. Каждый модуль содержит следующие разделы и рубрики: целеполагание; теоретический материал; тренажёр; контроль, содержащий тесты и задания, предусматривающие развёрнутые ответы в виде самостоятельного письменного умозаключения; проектное задание; дополнительная информация; словари и справочники; домашнее задание; итоги урока.
Внутри ресурса возможно общение между учениками, учениками и учителем, в том числе и на форуме.
Не у всех учебных учреждений есть возможность использовать выше названный ресурс. В этом случае электронные образовательные материалы для учеников можно прикреплять к электронному журналу, выдавать учащимся на каких-то электронных носителях, давать ученикам ссылку на прикреплённые в интернете ресурсы.
Технология смешанного обучения позволяет качественно изменить образовательный процесс в средней школе и вывести на первый план совместную учебную деятельность ученика и учителя, персонализировать образовательную деятельность каждого ученика с учётом его познавательных потребностей.

Список использованных ресурсов:

Комментариев нет:

Отправить комментарий