понедельник, 17 февраля 2014 г.

ИКТ в образовании

Автор: Главатских Елена Евгеньевна,
Место работы: г.Пермь, Государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа 
«Специальное профессиональное училище «Уральское подворье» 

Современный этап развития общества характеризует процесс информатизации, основанный на современной компьютерной технике, на базе разнообразных способов информационного обмена.
Компьютеры  находят все более широкое применение во всех отраслях производства, в сфере управления и обслуживания, в науке и образования. Все это поставило перед современной педагогической наукой, системой образования, в том числе профессионального, задачу обеспечения компьютерной грамотности подрастающего поколения, способного активно включаться в качественно новый этап развития современного общества. Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных новых информационных технологий обучения, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Известный исследователь массовых коммуникаций Герберт Маршалл Маклюэн сказал: «Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий». Подтверждением факта нашего вхождения в новую социально-педагогическую действительность стало то, что компьютеры как средства информационных технологий прочно вошли в нашу жизнь и почти заменили традиционные технические средства обучения (ТСО). 
Можно определить следующие направления применения ИКТ в образовательном процессе:  использование существующего прикладного программного обеспечения: обучающие, контролирующие, демонстрационные, игровые и другие программы; использование предметных различных обучающих сред; выполнение вспомогательных функций при подготовке и проведении уроков, т.е. использование существующих инструментальных средств; обеспечение обратной связи в процессе обучения; обеспечение индивидуализации учебного процесса; повышение наглядности учебного процесса; поиск информации;  моделирование изучаемых процессов или явлений; организация коллективной и групповой работы.
 Многочисленные исследования по всему миру показали, что ИКТ может улучшить результаты обучения учеников и качество преподавания учителей.
Три основных преимущества ИКТ в образовании:
1. С помощью ИКТ, изображения могут быть с легкостью использованы в процессе преподавания и обучения в целях содействия памяти, как учащихся, так и педагогов.
2. С помощью ИКТ, преподаватели могут с легкостью объяснять сложные
инструкции при этом обеспечивая большее понимание учащихся.
3. С помощью ИКТ, преподаватели могут создавать интерактивные классы и делать уроки более приятными, что делать может привести к лучшей посещаемости и концентрации учащихся.
Три основных недостатка  ИКТ в образовании:
1. Настройка техники может оказаться опасной.
2. Слишком дорого в приобретении.
3. Возникновение затруднений у преподающих, у которых отсутствует опыт в обращении с ИКТ - инструментами.
Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
1. По решаемым педагогическим задачам: средства, обеспечивающие базовую и практическую подготовку;  вспомогательные и комплексные.
2. По функциям в организации образовательного процесса: информационно-обучающие; интерактивные; поисковые.
3. По типу информации: электронные и информационные ресурсы. Информационные    технологии  и  компьютерные  коммуникации   (ИКТ)
выступают как фактор модернизации всей системы образования.
Успешность и эффективность применения ИКТ в преподавании  можно гарантировать только в том случае, когда педагог в достаточной мере мотивирован на использование ИКТ, имеет широкий кругозор, владеет программными средствами, как общего, так и учебного назначения,  способен определить место ИКТ в методической системе преподавания учебного предмета.
Таким образом, ИКТ применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения и становятся неотъемлемым компонентом целостного образовательного процесса в каждом образовательном учреждении.

Список литературы:
1. Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей профессиональных учебных заведений. Изд. центр Академии проф. образования, 2001.- 184с.
2. Инновационный подход к обучению и воспитанию: материалы II Международного фестиваля метод идей.-Чебоксары:Учеб.- метод. Центр, 2011.-162с.
3. http://ikt-v-obrazovanii.blogspot.ru/    



Комментариев нет:

Отправить комментарий