среда, 19 февраля 2014 г.

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях математики

Автор: Ахмадиева Тамара Мухаматхановна, 
e-mail: ilyuh@list.ru
Место работы: Республика Башкортостан, г.Бирск, 
ГАОУ СПО РБ "Бирский медико-фармацевтический колледж"

Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника - персонального компьютера, без офисных и прикладных программ, Интернета.
ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Увеличение умственной нагрузки на занятиях математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Использование ИКТ является эффективным методом обучения и таким методическим приёмом, который активизирует мысль студентов, стимулирует  их к самостоятельному приобретению знаний.
 Внедрение ИКТ в преподавание математики можно начать с готовых обучающих программ.  
Мы провели несколько занятий с применением ИКТ и увидели интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач. Ведь обычно занятие математики, как и впрочем, любой другой, часто сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода. С помощью компьютерных программ можно осуществлять построение математических моделей многих задач.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам.
Помимо непосредственного использования компьютерных программ в обучающих целях, есть возможности использования мультибиблиотек и всемирной сети Интернет, которые в любой момент становятся доступны учащимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно студенты, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ студент может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Однако использовать компьютерные технологии необходимо в комплексе с традиционными методами обучения. На каждом конкретном занятии используются определённые фрагменты данной программы. Каждый студент работает индивидуально, с помощью проб и ошибок приходит к правильному ответу. Компьютерная графика позволяет студентам незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. На любом этапе урока можно использовать компьютерные презентации, как индивидуально, так с помощью интерактивной. Примеры использования презентаций на занятиях математики: Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией. Работа с устными упражнениями. Использование презентации при повторении пройденного материала. Демонстрация условия и решения задачи. Демонстрация геометрических чертежей. Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.   Иллюстрация практического применения теорем в жизни. Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких занятиях у студентов интерес к предмету повышен.
Таким образом, включение в занятие информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Литература:
  1. Величко М.В. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2007.- 123с.
  2. Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии. №2, 2007г.
  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий