четверг, 20 февраля 2014 г.

КАК ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

АвторГафарова Ирина Зуфаровна
e-mail: irzg@mail.ru
Место работы: г.Уфа, 
ГБОУ СПО «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники»

Внедрение информационных технологий в учебный процесс поднимает уровень обучения на новую ступень. Действительно, видеопроектор, текстовая камера, графический планшет, интерактивная доска – всё это способствует увеличению наглядности, многократной используемости, легкости обновления, уходу от рутинной работы, контролю над аудиторией (не надо стоять лицом к доске) и позитивному восприятию. Поэтому, создавая, например, электронные лекции, преподаватели ожидают повышения успеваемости учащихся. Но на практике уровень знаний учащихся порой даже снижается. То есть современные методы обучения не всегда приводят к качественному образованию. Причина кроется в непонимании того, что использование информационных технологий – это не замена бумажных учебников электронными, а предоставление инструмента для повышения качества образования.
Основные направления эффективного применения информационных технологий в процессе обучения:
-       исследовательская деятельность учащихся;
-       создание электронных пособий для закрепления материала;
-       стимулирование учащихся;
-       нетрадиционные методы контроля.
В исследовательской деятельности учащихся особое место занимает метод проектов. «Проект – это специально организованный учителем и выполняемый учащимися комплекс действий, где ученики могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта». Таким образом, метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Здесь компьютер можно использовать и как источник информации, и как средство для представления результатов исследования.
Процесс закрепления материала рассмотрим на примере работы с электронной рабочей тетрадью. В такой тетради может быть представлено решение типовых задач по темам раздела  и предложить учащемуся решить подобную задачу. К каждой теме рекомендуется приложить контрольные вопросы в форме незавершенных предложений. Отвечая на вопросы, учащиеся создают краткий конспект. Работая с электронной тетрадью, учащиеся не только закрепляют пройденный материал, но и учатся правильно работать с электронными документами.
Большую роль в повышении уровня знаний учащихся играет стимулирование. Один из методов стимулирования – рейтинговая система оценок. Весь материал дисциплины разбивается на блоки, для каждого блока готовится контрольная точка (заимствовано из опыта работы Башкирского строительного колледжа), и для нее устанавливается максимальный балл, который определяется как доля блока в дисциплине. Для получения зачета студент должен набрать не менее 60 баллов за семестр (из 100 возможных), при этом каждая контрольная точка должна быть сдана хотя бы на уровне минимума знаний по блоку. Таким образом, проверка знаний осуществляется по всем разделам дисциплины. И, конечно, никому не хочется оказаться в конце рейтинговой таблицы. Применение рейтинговой системы не обходится без компьютера, то есть и здесь информационные технологии способствуют качественному образованию.
Контроль не пользуется любовью, и это объединяет контролирующих и контролируемых. Со словом «контроль» ассоциируется чувство неопределенности и беспокойства. Но ослабление контроля сразу приводит к развитию негативных качеств личности, как лень, несознательность. Без отзыва, без оценки проделанной работы учащийся не знает качества своей работы, не ощущает радости успеха или горечи ошибок. Контроль должен быть интересен. А для этого известный материал можно рассмотреть в новом свете, применить теоретические знания на практических примерах. «Плохой учитель заставляет точно воспроизводить материал, хороший требует понимания и умения применять свои знания на практике». Такой контроль поднимет качество знаний учащихся на более высокую ступеньку.
Рассмотрим один из нетрадиционных методов контроля – игровой. Использование такого метода проверки знаний снимает напряжение, вовлекает всех учащихся в творческий процесс, способствует систематизации материала, помогает осознать его значимость, найти практическое применение и делает контроль приятным. Форма игры может быть любой: соревнование, информационный бой, своя игра, брейн-ринг. В организации игры на помощь приходит компьютер.
Анализ результатов сдачи контрольных точек за несколько лет показывает достаточно стабильный и хороший уровень знаний учащихся по преподаваемым мною дисциплинам.

Литература
  1. Гафарова И.З. «Нетрадиционные формы контроля знаний».// Конкурс «Методический проект». Часть 3. Лучшие конкурсные материалы – Уфа, 2003 – с.3
  2. Гафарова И.З. «Практическое применение математических методов» /Методическая разработка.  – Уфа, ГБОУ СПО «УКСИВТ», 2012.
  3. Гафарова И.З. «Рабочая тетрадь для лабораторных работ по информатике» /Учебное пособие.  – Уфа: ГБОУ СПО УКСИВТ, 2012.
  4. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с. 6



Комментариев нет:

Отправить комментарий