Автор: Кашапова Эльмира Нахиповна
e-mail: elmira-kashapova@mail.ru
Место работы: г. Пермь,
МБОУ "Гимназия № 4 имени братьев Каменских"
«Смешанное обучение представляет собой
сочетание очного и электронного обучения и позволяет реализовывать требования
ФГОС на каждой ступени образования», - так
комментируют проект
«Смешанное обучение» его
авторы.
В 2012 – 2013 учебном году
наша гимназия стала
участником данного направления
деятельности. Мной был выбран
ресурс, предназначенный для
углублённого изучения литературы
в 10 классе.
Присоединившись к
данному проекту, начинаешь
понимать, что от
преподавателя требуется организация
такой учебной деятельности
школьников, при которой
они не потеряли
бы интерес к живому
общению на занятии,
стремились поделиться своими
открытиями, тем, что их
поразило, удивило, хотели
просто поделиться новыми
знаниями, своим пониманием
литературного произведения и
даже жизни. (Ведь ученики
приобретают и жизненный опыт.) А для
этого учитель должен
быть готов создать такую
атмосферу, чтобы ученик
понял, что он
свободен в выборе
места, времени обучения
в интернете, но
одновременно, что он
не находится в
абсолютно «свободном плавании».
От того, как
подготовился каждый участник
урока, зависит результат
обучения.
Технологию смешанного
обучения я применяла,
как уже говорила,
в профильной группе,
поэтому, разумеется, требовался
углублённый подход к
изучению предмета, необходимо
было подробно рассматривать
и историю создания
произведения, и особенности
жанра, и систему
персонажей, и художественные особенности,
словом, постигать различные
литературоведческие тонкости и
нюансы. Поэтому на
уроках систематически проводилась
работа по теории
литературы. Это и
литературоведческие диктанты,
кроссворды, тесты, викторины.
Нередко я пользовалась
материалами ЕГЭ по
литературе разных лет.
Учащиеся готовились к
этому виду работы
дома с помощью
ресурса «Телешколы». В
каждом виртуальном уроке
присутствует рубрика, в
которой даётся определённая
теоретическая база, рассматриваются различные
литературоведческие понятия: жанр
произведения, изобразительно –
выразительные средства, мотив,
идея и т.п.
Сначала вопросы в
разных формах по
данному разделу предлагались
мной. Затем учащиеся
стали сами придумывать
подобные задания для
всей группы.
Перед тем
как приступить к
детальному рассмотрению литературного
произведения, всегда хотелось
узнать, какое впечатление
произвела книга на
учеников, насколько хорошо
они владеют текстом,
насколько внимательно прочитали
роман, повесть, поэму… Поэтому первые
уроки в каждой
большой теме начинала
с так называемого
«контроля чтения». Что
из себя представляет такая форма
работы? Это может
быть просто набор
вопросов по тексту
(например, кому принадлежит
данная фраза, о
ком говорится, чей
портрет дан, исправьте
ошибки (по содержанию) и т.д).
А может быть
и игра наподобие
лото. Учащимся раздаются
карточки (назовём их «основные») с
цитатами из изучаемой
книги, а также маленькие
карточки с именем
героя, названием места
события и т.п. Необходимо
соотнести те и другие карточки.
Я
проводила эту игру
в группах. Та
группа, которая быстрее
справилась и точно
соотнесла карточки, разумеется,
побеждала.
Интересным видом
работы, по моим
наблюдениям, была игра
«Пазлы». Что это
такое? Снова учащимся
на уроке раздаются
карточки с цитатами,
выдержками, отдельными словосочетаниями или
даже просто словами,
относящимися к какому – либо
герою, какой – то
особенности художественного произведения.
Необходимо подобрать и
собрать эти карточки
так, чтобы они
касались одной темы.
Конечно, самое
основное в изучении
литературного произведения – это
постижение того, что
и как автор
хотел донести до читателя.
Знакомясь с романом
Ф.М.Достоевского, учащиеся с
помощью ресурса, который
предложил некоторые ориентиры
в постижении идеи
книги, составляли конспект по
заданию. Каждая ученица
рассматривала определённую тему,
например: мотив креста,
мотив книги, мотив
числа, образ ребёнка
в романе, судьбы Мармеладова,
Сони, Лизаветы, роль
определённого эпизода в
романе. На уроке
школьницы объединялись в группы
по одному из
направлений, составляли общий
конспект и делали
сообщение для всей
группы. Затем мы
объединили их исследования
в одну таблицу «Библейские
мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»», которая
включала следующие разделы:
Деталь. Мотив
|
Герой
|
Эпизод
|
Взгляды писателя
|
На
мой взгляд, составление
таблицы позволяет учащимся
систематизировать изучаемый материал,
более лаконично и чётко
сформулировать мысль. Не
менее важным считаю
и практическую пользу
от таблицы: к ней можно
обратиться при подготовке
к контрольной работе,
к экзамену, к
олимпиаде по предмету. Мы
применяли данный способ
и при изучении
романа Л.Н.Толстого «Война
и мир», создавали
таблицы о жизненном
и духовном пути
главных героев произведения. Разумеется,
данный вид работы
применялся и на
традиционных уроках. Отличие
заключается в том, что учащиеся
профильной группы изучают
урок сначала самостоятельно, и,
когда они приходят
на «реальный» урок
с определённым багажом
знаний после виртуального,
им, так сказать,
«есть о чём
поговорить», есть что
обсудить, о чём
поспорить. Задача учителя - организовать так
работу, чтобы ученики
поделились тем, что и как поняли;
придумать такие вопросы,
чтобы обнаружился некий
парадокс, выявилось некое
расхождение в позициях.
Данная
технология позволяет совершенствовать у
учащихся универсальные учебные действия: и
регулятивные, и познавательные, и
коммуникативные; развивать самостоятельность, а
кроме того, экономит
время на уроке:
ведь ученицы приходят
на урок практически
как собеседники, у
которых есть не только
знание текста, истории
создания произведения, мнения
о книге критиков,
читателей, но и
своё понимание идеи,
своё видение проблемы,
словом, свой взгляд
на роман, повесть, поэму, стихотворение
и т.п. Именно
это и ценно!
Использованный
ресурс:
Комментариев нет:
Отправить комментарий