четверг, 20 февраля 2014 г.

Применение технологии смешанного обучения на уроках литературы

Автор: Кашапова Эльмира Нахиповна
e-mail: elmira-kashapova@mail.ru
Место работы: г. Пермь, 
МБОУ "Гимназия № 4 имени братьев Каменских" 

«Смешанное обучение представляет собой сочетание очного и электронного обучения и позволяет реализовывать требования ФГОС на каждой ступени образования», -  так  комментируют проект   «Смешанное  обучение»  его  авторы.
В    2012 – 2013 учебном  году  наша  гимназия    стала  участником  данного  направления  деятельности. Мной  был  выбран  ресурс,  предназначенный  для  углублённого  изучения  литературы  в  10  классе.
Присоединившись  к  данному  проекту,  начинаешь  понимать,  что  от  преподавателя  требуется  организация  такой  учебной  деятельности  школьников,  при  которой  они  не  потеряли  бы интерес  к  живому  общению  на  занятии,  стремились  поделиться  своими  открытиями,  тем,  что  их поразило,  удивило,  хотели  просто  поделиться  новыми  знаниями,  своим  пониманием   литературного  произведения  и  даже   жизни. (Ведь  ученики  приобретают  и  жизненный опыт.) А  для  этого  учитель  должен  быть  готов  создать такую  атмосферу,  чтобы  ученик  понял,  что  он  свободен  в  выборе  места,  времени  обучения  в  интернете,  но  одновременно,  что  он  не  находится  в  абсолютно  «свободном  плавании».  От  того,  как  подготовился  каждый  участник  урока,  зависит  результат  обучения. 
Технологию  смешанного   обучения  я  применяла,  как  уже  говорила,  в   профильной  группе,  поэтому,  разумеется,  требовался  углублённый  подход  к  изучению  предмета,   необходимо  было  подробно  рассматривать  и  историю  создания  произведения,  и  особенности  жанра,  и  систему  персонажей,  и  художественные  особенности,  словом,  постигать  различные  литературоведческие  тонкости  и  нюансы.  Поэтому   на  уроках  систематически  проводилась  работа  по  теории  литературы.  Это  и  литературоведческие  диктанты,   кроссворды,  тесты,  викторины.   Нередко я пользовалась  материалами  ЕГЭ  по  литературе  разных  лет.  Учащиеся  готовились  к  этому  виду  работы  дома  с  помощью  ресурса  «Телешколы».  В  каждом  виртуальном  уроке  присутствует  рубрика,  в  которой  даётся  определённая  теоретическая  база,  рассматриваются  различные  литературоведческие  понятия:  жанр  произведения,  изобразительно – выразительные  средства,  мотив,  идея  и  т.п.  Сначала    вопросы в  разных  формах  по  данному  разделу  предлагались  мной.  Затем  учащиеся  стали  сами  придумывать  подобные  задания  для  всей  группы.
Перед  тем  как  приступить  к  детальному  рассмотрению  литературного  произведения,  всегда  хотелось  узнать,  какое  впечатление  произвела  книга  на   учеников,  насколько  хорошо  они  владеют  текстом,  насколько  внимательно  прочитали  роман,  повесть,  поэму… Поэтому    первые  уроки  в  каждой  большой  теме   начинала  с  так  называемого  «контроля  чтения».  Что  из  себя  представляет  такая форма  работы?  Это  может  быть  просто  набор  вопросов  по  тексту  (например,  кому  принадлежит  данная  фраза,  о  ком  говорится,  чей  портрет  дан,  исправьте  ошибки (по содержанию)  и  т.д).  А  может  быть  и  игра  наподобие  лото. Учащимся  раздаются  карточки (назовём их «основные») с  цитатами  из   изучаемой  книги,   а  также   маленькие  карточки    с  именем  героя,  названием   места  события  и т.п.  Необходимо   соотнести  те и другие карточки.
Я  проводила  эту  игру  в  группах.  Та  группа,  которая  быстрее   справилась    и  точно  соотнесла  карточки,  разумеется,  побеждала.
Интересным  видом  работы,  по  моим  наблюдениям,  была  игра  «Пазлы».  Что  это  такое?  Снова  учащимся  на  уроке  раздаются  карточки  с  цитатами,  выдержками,  отдельными  словосочетаниями  или  даже  просто  словами,  относящимися  к  какому – либо  герою,  какой – то особенности  художественного  произведения.  Необходимо  подобрать  и  собрать  эти  карточки  так,  чтобы  они   касались  одной  темы.    
Конечно,  самое  основное  в  изучении  литературного  произведения – это постижение  того,  что   и  как  автор  хотел донести  до  читателя.  Знакомясь  с  романом  Ф.М.Достоевского,  учащиеся  с  помощью  ресурса,  который  предложил   некоторые  ориентиры  в  постижении  идеи  книги,  составляли   конспект по  заданию.  Каждая   ученица  рассматривала  определённую  тему,  например:  мотив  креста,  мотив  книги,  мотив  числа,  образ  ребёнка  в романе,  судьбы  Мармеладова,  Сони,  Лизаветы,   роль  определённого  эпизода  в  романе.   На  уроке  школьницы  объединялись в  группы  по  одному  из  направлений,  составляли  общий  конспект  и  делали  сообщение  для  всей  группы.  Затем  мы  объединили  их  исследования  в одну  таблицу  «Библейские  мотивы в  романе  Ф.М.Достоевского  «Преступление и наказание»»,  которая  включала  следующие  разделы:   
Деталь. Мотив
Герой
Эпизод
Взгляды писателя
На  мой   взгляд,  составление  таблицы  позволяет  учащимся  систематизировать  изучаемый  материал,  более   лаконично и  чётко  сформулировать  мысль.  Не  менее  важным  считаю  и  практическую  пользу  от  таблицы:  к  ней  можно  обратиться  при  подготовке  к  контрольной  работе,  к  экзамену,  к  олимпиаде  по  предмету.  Мы  применяли  данный  способ  и  при  изучении  романа   Л.Н.Толстого  «Война  и  мир»,  создавали  таблицы  о   жизненном  и  духовном  пути  главных  героев  произведения.  Разумеется,  данный  вид  работы   применялся  и  на  традиционных  уроках.  Отличие  заключается  в  том,  что  учащиеся  профильной  группы  изучают  урок  сначала  самостоятельно,  и,  когда  они  приходят  на  «реальный»  урок  с  определённым  багажом  знаний  после  виртуального,  им,  так  сказать,  «есть  о  чём  поговорить»,  есть  что  обсудить,  о  чём  поспорить.  Задача  учителя - организовать  так  работу,  чтобы  ученики  поделились   тем,  что  и  как поняли;  придумать  такие  вопросы,  чтобы  обнаружился  некий  парадокс,  выявилось  некое  расхождение    в  позициях.
Данная  технология  позволяет  совершенствовать  у  учащихся  универсальные  учебные действия:  и  регулятивные,  и  познавательные,  и  коммуникативные;  развивать  самостоятельность,  а  кроме  того,  экономит  время  на  уроке:  ведь  ученицы  приходят  на  урок  практически  как  собеседники,  у  которых  есть не  только  знание  текста,    истории  создания  произведения,  мнения  о  книге  критиков,  читателей,  но  и  своё  понимание  идеи,  своё  видение  проблемы,  словом,  свой  взгляд  на   роман,  повесть, поэму,  стихотворение  и  т.п.  Именно  это  и  ценно!

Использованный  ресурс:


Комментариев нет:

Отправить комментарий