четверг, 20 февраля 2014 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ VIII ВИДА В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Автор: Бартева Елена Васильевна,
e-mail: BElenaV_85@mail.ru,
Место работы: Кировская область, г.Орлов,
КОГОАУ СПО «Орловский колледж педагогики и профессиональных технологий»

В настоящее время профессиональное образование требует обновления всей его системы и создания условий для развития и формирования успешных профессионалов. Обучающийся ставится в центр образовательного процесса. Это означает, что профессиональная образовательная организация обязана обеспечить развитие обучающегося как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
КОГОАУ СПО «Орловский колледж педагогики и профессиональных технологий» ведёт обучение по профессиональным образовательным программам подготовки рабочих, в том числе по профессии - «Мастер отделочных строительных работ». По данной специальности обучаются выпускники коррекционных школ и школ-интернатов, диагноз у которых чаще всего связан с нарушением умственного развития. Важную роль для них играет трудовое обучение, носящее профессиональный характер.
Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью имеют возможности для развития. Учёными выявлено, что благодаря познавательному интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и фактором воспитания всесторонне развитой личности.
Для обучающихся по профессии «Мастер отделочных строительных работ» программой не предусмотрен курс предмета Информатика и ИКТ, но для них был организован специальный кружок, посещать который могут все желающие. Важно отметить то, что данный кружок был организован по инициативе и просьбе самих обучающихся, которые проявляют интерес к предмету информатики. На кружке они получают основные навыки работы на компьютере, разбирают интересующие их вопросы, а так же вопросы позволяющие оптимизировать учебный процесс, повысить доступность образовательных ресурсов, создать условия для усвоения знаний, связанных с их будущей профессией.
Для работы взята за основу программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы. Проанализировав материал данных программ, были отобраны лишь некоторые элементы программных продуктов, которые адаптированы под данную категорию обучающихся. Введение учащихся в каждую из этих программ происходит дозировано, с последующим закреплением и повторением ранее пройденного материала. Для кружка отведен 1 час в неделю. Коррекционная работа не распадается на отдельные компоненты, а ведется комплексно. Занятия проходят в благоприятной эмоциональной атмосфере.
На занятиях у обучающихся формируется умение управлять разнообразными ситуациями, планировать, предвидеть результат. Благодаря тому, что компьютер позволяет изменять условия задачи, обучающиеся незаметно для себя упражняются в поиске путей верного решения. Это оказывает большое влияние на развитие рефлексии, способности к самостоятельному построению своей деятельности, а, следовательно, к саморазвитию, и обучению. Через игровые, развивающие и обучающие компьютерные программы осуществляется последовательный переход от более элементарных форм к более сложным.
Доступность, наглядность, новизна, возможность быть активным участником и в короткий срок получить положительные результаты, формируют у учащегося мотивационную, интеллектуальную и операционную готовность использовать компьютер в своей профессиональной деятельности.
В программу кружка входит изучение: Paint, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, возможности Интернет.
На занятии создаются различные проекты: поздравительные открытки к праздникам мастерам производственного обучения, классным руководителям, друзьям; презентации к мероприятиям; поздравительные видеоролики. Отрабатываются особенности работы в социальных сетях, сайтах по трудоустройству; поиск необходимой учебной информации в электронных энциклопедиях, учебниках. Особое внимание уделяется работе в Internet, так как это сейчас является неотъемлемой частью жизни современного общества.
Обучающиеся с удовольствием и азартом выполняют все предложенные задания, а так же пытаются внести что-то новое в продукт своей деятельности. Обучающиеся, которые отработали навыки работы в той или иной программе, с удовольствием помогают своим мастерам и педагогам готовить интересный материал и наглядность к урокам.
Грамотное применение информационных технологий в учебном процессе способствует развитию у обучающихся мышления, восприятия, повышает мотивацию учения и стимулирует у них познавательный интерес. Компьютер помогает обучающимся с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые помогут им социально адаптироваться.

Список литературы:
1) Гафиуллина О. Н. Практическое изучение методики внеклассной работы по информатике//Информатика и образование. – 2007. -№5.
2) Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Л.И.Аксёнова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.



Комментариев нет:

Отправить комментарий