Автор:
Бартева Елена Васильевна,
e-mail:
BElenaV_85@mail.ru,
Место работы: Кировская
область, г.Орлов,
КОГОАУ СПО «Орловский колледж педагогики и профессиональных
технологий»
В настоящее время профессиональное
образование требует обновления всей его системы и создания условий для развития
и формирования успешных профессионалов. Обучающийся ставится в центр
образовательного процесса. Это означает, что профессиональная образовательная
организация обязана обеспечить развитие обучающегося как в учебной, так и во
внеурочной деятельности.
КОГОАУ СПО «Орловский колледж
педагогики и профессиональных технологий» ведёт обучение по профессиональным
образовательным программам подготовки рабочих, в том числе по профессии -
«Мастер отделочных строительных работ». По данной специальности обучаются
выпускники коррекционных школ и школ-интернатов, диагноз у которых чаще всего
связан с нарушением умственного развития. Важную роль для них играет трудовое
обучение, носящее профессиональный характер.
Несмотря на
трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в
развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной
отсталостью имеют возможности для развития. Учёными
выявлено, что благодаря познавательному интересу, как знания, так и процесс их
приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и фактором
воспитания всесторонне развитой личности.
Для обучающихся по профессии «Мастер
отделочных строительных работ» программой не предусмотрен курс предмета Информатика
и ИКТ, но для них был организован специальный кружок, посещать который могут
все желающие. Важно отметить то, что данный кружок был организован по
инициативе и просьбе самих обучающихся, которые проявляют интерес к предмету информатики.
На кружке они получают основные навыки работы на компьютере, разбирают
интересующие их вопросы, а так же вопросы позволяющие оптимизировать учебный процесс,
повысить доступность образовательных ресурсов, создать условия для усвоения
знаний, связанных с их будущей профессией.
Для работы взята за основу программа
базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы. Проанализировав материал
данных программ, были отобраны лишь некоторые элементы программных продуктов, которые
адаптированы под данную категорию обучающихся. Введение учащихся в каждую из
этих программ происходит дозировано, с последующим закреплением и повторением
ранее пройденного материала. Для кружка отведен 1 час в неделю. Коррекционная
работа не распадается на отдельные компоненты, а ведется комплексно. Занятия
проходят в благоприятной эмоциональной атмосфере.
На занятиях у обучающихся формируется
умение управлять разнообразными ситуациями, планировать, предвидеть результат.
Благодаря тому, что компьютер позволяет изменять условия задачи, обучающиеся незаметно
для себя упражняются в поиске путей верного решения. Это оказывает большое влияние
на развитие рефлексии, способности к самостоятельному построению своей
деятельности, а, следовательно, к саморазвитию, и обучению. Через игровые,
развивающие и обучающие компьютерные программы осуществляется последовательный
переход от более элементарных форм к более сложным.
Доступность, наглядность, новизна,
возможность быть активным участником и в короткий срок получить положительные
результаты, формируют у учащегося мотивационную, интеллектуальную и
операционную готовность использовать компьютер в своей профессиональной
деятельности.
В программу кружка входит изучение: Paint, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, возможности Интернет.
На занятии создаются различные
проекты: поздравительные открытки к праздникам мастерам производственного
обучения, классным руководителям, друзьям; презентации к мероприятиям; поздравительные
видеоролики. Отрабатываются особенности работы в социальных сетях, сайтах по
трудоустройству; поиск необходимой учебной информации в электронных
энциклопедиях, учебниках. Особое внимание уделяется работе в Internet, так как это сейчас является неотъемлемой
частью жизни современного общества.
Обучающиеся с удовольствием и азартом
выполняют все предложенные задания, а так же пытаются внести что-то новое в
продукт своей деятельности. Обучающиеся, которые отработали навыки работы в той
или иной программе, с удовольствием помогают своим мастерам и педагогам
готовить интересный материал и наглядность к урокам.
Грамотное применение информационных
технологий в учебном процессе способствует развитию у обучающихся мышления,
восприятия, повышает мотивацию учения и стимулирует у них познавательный
интерес. Компьютер помогает обучающимся с нарушенным интеллектом усвоить такой
круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые помогут
им социально адаптироваться.
Список литературы:
1) Гафиуллина О. Н. Практическое
изучение методики внеклассной работы по информатике//Информатика и образование.
– 2007. -№5.
2) Специальная педагогика: Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений/Л.И.Аксёнова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова
и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400
с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий