суббота, 15 февраля 2014 г.

Информационные технологии на уроках математики, как средство повышения эффективности преподавания

Автор: Ильина Елена Анатольевна
e-mail: elena2618@list.ru
Место работы: г. Набережные Челны, 
ГБОУ СПО «Камский государственный автомеханический техникум»

В современном обществе, для которого характерно развитие информационных технологий, использование компьютерной техники открывает широкие возможности для оптимизации  процесса обучения. Компьютер становится помощником педагога, с помощью которого предоставляется возможность в выборе методов, приемов и средств обучения. Уроки с применением компьютеров  можно проводить для организации проверки  знаний студентов, т.е. при тестировании, при работе с наглядными электронными пособиями, с целью систематизации знаний. Изучение нового материала, повторение пройденного также эффективно  проходит с использованием  лицензионных обучающих программ по математике и геометрии.      Наряду с этим, я самостоятельно разрабатываю отдельные  уроки с использованием  мультимедийных средств и информационных технологий. Так мной был разработан урок – презентация с элементами исследования на тему   «Древнерусская система мер - основа деревянного зодчества». В основе ее лежит интегрированный урок, представленный на городском семинаре «Бинарные уроки - элемент развития творческих способностей». С преподавателем спецтехнологии на простых примерах мы показали связь геометрических понятий и деревянного зодчества. Студенты  открыли для себя, что отношение стороны квадрата к его диагонали (простой и косой саженей) и соотношение с ростом человека – это древнерусская система мер.
 Квадрат стал основой для создания плотницкого наугольника, который явился модулем для определения пропорций между горизонтальными и вертикальными размерами постройки. Равенство диагоналей квадрата позволяет выполнять прямые углы, т.е. делать точный план постройки и рассчитывать объем  необходимого материала.  Таким образом, совместно со студентами мы провели исследование общеизвестных геометрических фактов и подвели к выводу, что отношение стороны квадрата к его диагонали – это и есть древнерусская система мер, которая лежала в основе народного деревянного зодчества. В ходе урока создавались проблемные ситуации в виде геометрических задач,  в результате  решения которых студенты не только получали новые знания, но и учились видеть за отдельными фактами определенные явления и законы.




Урок геометрии по теме «Сложение векторов». Это презентация,  в которой наглядно показано сложение векторов и может применяться в качестве объяснения, повторения темы «Векторы».
Урок геометрии по теме «Расстояние между скрещивающимися прямыми». Эту тему рекомендуется изучать в ознакомительном плане, но задания раздела «С» для ЕГЭ содержат задания по данной теме. Разработанная компьютерная презентация  демонстрирует решение задач разного уровня сложности. Кроме того, предлагаю студентам готовить сообщения по текущим темам. Так студентами были написаны рефераты
«Как называются числа большие миллиарда?», «Число π». Более подробно мы узнали о Евклиде, Гауссе, Ковалевской,  Лейбнице, Вейерштрассе, Ферма. О логарифмах нашлось большое количество материала,  и возникла идея проведения урока-семинара  «Логарифмы вокруг нас». Студенты с интересом узнали историю возникновения логарифмов и их   применения  в астрономических вычислениях, в расчете яркости электроосвещения, звезд, шума, росте капитала, на эстраде. По логарифмическим спиралям выстраиваются цветки в соцветиях подсолнечника, закручиваются раковины моллюска Nautilus, рога горного барана, траектории некоторых насекомых летящих на свет и хищных птиц. Для поиска материала студенты активно использовали интернет-ресурсы. При проведении урока с компьютерным сопровождением студенты проявляют активность на всех этапах обучения. Такие уроки развивают любознательность, самостоятельность, логическое мышление, формируют профессиональные компетенции. Таким образом, разработанные  учебно - методические материалы в виде компьютерных презентаций обеспечивают  наглядность материала за счет использования графики, звука, цвета, движения;  выбор оптимального темпа урока;  свободу постоянного экспериментирования с целью улучшения методики преподавания.

    Для меня, как преподавателя математики,  компьютер является  средством для предоставления учебного материала студентам с целью передачи знаний;  средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;  средством информационной поддержки учебных процессов как источник дополнительной информации; универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний.




Комментариев нет:

Отправить комментарий