среда, 19 февраля 2014 г.

Возможности использования ИКТ в преподавании гуманитарных дисциплин

Авторы: Кисельгоф Мария Эдуардовна,
Лубнина Елена Ивановна,
e-mail: marykis2008@yandex.ru  
Место работы: г. Пермь,
ГБОУ СПО «Пермский  педагогический колледж №1»

На современном этапе с внедрением новых федеральных образовательных стандартов меняются требования к выпускнику среднего профессионального учебного заведения. В Концепции модернизации Российского образования  перед профессиональным образованием поставлена задача подготовки высококвалифицированных, компетентных, конкурентоспособных специалистов, готовых к самосовершенствованию, обладающих способностью исследовать, анализировать, творчески и самостоятельно мыслить и действовать.
Таким образом, выстраивая образовательный процесс, педагогам специального профессионального образования  для решения задачи подготовки конкурентоспособного выпускника необходимо уделять значительное внимание развитию у студентов творческой инициативы и исследовательских навыков. 
Для того чтобы способствовать формированию и развитию у студентов инновационного потенциала, необходимо использовать  методы активного обучения. Разнообразность методов порождает у будущих специалистов заинтересованность к учебно-познавательной деятельности, что очень важно для формирования их профессиональной компетентности.
Использование педагогических технологий, инновационных методов обучения позволит оптимизировать образовательный процесс, поможет сделать его более интересным и насыщенным, а также предоставит возможность значительно повысить качество профессиональной подготовки будущих специалистов и обеспечит их конкурентоспособность на  рынке труда.
К  высокому уровню профессионализма относится и уровень  владения средствами информационно-коммуникационных технологий.
Реализуя государственную политику в области экологического образования и воспитания подрастающего поколения (молодежи),  формируя экологические компетенции и  активные гражданские позиции выпускников, наше образовательное учреждение активно использует  ИК-технологии.  Студенты осуществляют исследовательскую деятельность, создают    социальные  проекты, изучая экологическую ситуацию Пермского края,  могут проявить свою самостоятельность и потребность в самореализации.
Примером  такой коллективной работы является создание электронного журнала «Моя малая родина сегодня, завтра и вчера». В нем студенты отражают самые актуальные вопросы экологического взаимодействия общества. Изучают и в форме проектных материалов представляют данные по экологической обстановке своего населенного пункта.
Такой журнал может быть использован в качестве методического материала для проведения учебных занятий по разделу взаимодействия  общества и природы в ходе педагогической практики, или при дальнейшем трудоустройстве. Таком образом, полученные при выполнении данной работы навыки приносят как теоретическую, так и практическую пользу будущим выпускникам.
Еще один пример активного использования ИКТ в процессе преподавания – организация Круглого стола со студентами заочной формы обучения. Отличительной особенностью таких студентов является практическая профессиональная компетентность большинства из них. Форма Круглого стола позволяет в режиме обмена опытом повысить профессиональную компетентность каждого. Так как при выступлениях студенты используют презентации, составляют схемы и графики, включают в материалы своих выступлений аудио, видео и фотоматериалы, можно говорить о повышении ИКТ- грамотности и в данном случае. Примером такого Круглого стола может стать междисциплинарное мероприятие, проведенное в 2012-13 уч.году на специальности «Менеджмент». Так как среди 6-курсников – выпускников присутствовали и заместители директоров, и методисты, и даже заведующие детскими образовательными учреждениями, разговор получился крайне интересным и полезным. Студенты обменялись электронными материалами и назвали данную конференцию «актуальной», «сопоставимой с курсами повышения квалификации».      
На дисциплинах общегуманитарного цикла (история, основы философии, экологические основы природопользования) студенты  дневной формы обучения создают с использованием различных стандартных программ и сервисов не только презентации, ставшие для нас уже традиционными, но и коллажи, мнемокарты, кластеры, комиксы и другие визуальные информационные продукты. Это делает процесс обучения более интересным и разнообразным, стимулирует творчество студентов, готовит их к дальнейшей профессиональной деятельности.                                   




Комментариев нет:

Отправить комментарий