четверг, 13 февраля 2014 г.

Использование технологии смешанного обучения на уроках информатики (из опыта работы)

Автор: Плотникова Галина Александровна,
e-mail: plotnikova_66@mail.ru
Место работы: г. Пермь, 
МБОУ "Гимназия № 4 имени братьев Каменских" 

В 2012-2013 уч. году по инициативе издательства «Просвещение» и под руководством некоммерческого партнерства «Телешкола» в ряде образовательных учреждений РФ начался эксперимент по апробации моделей смешанного обучения. Гимназия №4 стала участником этого федерального инновационного проекта.
Смешанное обучение – это сочетание очного и электронного обучения, ключевыми задачами которого является реализация индивидуализации и дифференциации, самостоятельной деятельности ученика. Ключевым в определении смешанного обучения является слово взаимодействие.
Модель смешанного обучения, используемая для реализации на уроках информатики в 7 классе, называется «автономная группа». Класс делится на группы, в одной из которых основное обучение ведётся онлайн – учащиеся самостоятельно изучают электронный ресурс Телешколы: читают теорию, отвечают на вопросы тестов, выполняют практические задания, а учитель выступает в роли консультанта – группового или индивидуального. В другой группе основное обучение ведётся в условно традиционной форме, а электронный ресурс используется для поддержки и отработки навыков. Группы на уроке перемещаются в двух зонах: для «традиционного» урока и зону онлайн-занятий. Кроме того, здесь «традиционный» урок не является абсолютно «традиционным» в понимании учителя России, т.к. выступая в роли консультанта, учитель не столько объясняет новый материал, сколько организовывает через систему индивидуальных и групповых заданий знакомство с новым учебным материалом, выполняя функцию помощника при выполнении заданий. При такой организации урока время обучения не зависит от расписания уроков в школе; место обучения не ограничено стенами школьного кабинета; темп и ритм обучения не привязаны к темпу и ритму работы других учащихся класса; в учебный процесс вовлечены 100% обучающихся.
Учащиеся изучили с помощью этой технологии большую по времени изучения и материала тему «Текстовая информация в памяти ПК», которая в Телешколе представлена модулем «Кодирование и обработка текстовой информации». Темы модуля были следующими: «Форматирование символов», «Форматирование абзацев», «Стили форматирования», «Нумерованные и маркированные списки», «Оглавление документа», «Таблицы. Гипертекст», «Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов», «Системы оптического распознавания документов».
Итогом изучения темы было выполнение групповых проектных работ в форме газет. Было создано 14 газет. Выводы о сформированности умений работы в MS Word представлены в виде табл. 1.

Табл. 1 Анализ результатов проектных работ согласно разработанным критериям

Критерии

Аспекты

Уровень сформированности,

% учащихся

содержание

(материалы соответствуют теме газеты)

 

название газеты полностью соответствует представленному в ней материалу.

100

в газете представлены как минимум три типа материалов (эссе или очерк, график или диаграмма, интервью).

80

в газете представлены фотоматериалы, использованы графические элементы word, объекты wordart.

100

структура

в распределении материала по страницам газеты прослеживается логика.

100

текстовая, графическая и художественная информация распределены по страницам равномерно.

97

выдержано требование к объему газеты.

96

оформление

все страницы оформлены в одном стиле.

100

используемое цветовое оформление не мешает восприятию текста и не утомляет глаза читателя.

100

текстовый материал представлен с максимальным использованием возможностей текстового редактора и соответствует принятым нормам.

92

разделение текста на абзацы и его форматирование способствуют легкому восприятию читателями.

100

орфографическое, пунктуационное и лексическое оформление текста, соответствует общепринятым нормам русского языка.

100




































Кроме того, при работе над газетами совместно с учениками были разработаны критерии оценки работы и представлены в виде рубрикатора. Учитель при такой организации занятий получает удовлетворение от процесса работы, т.к. часто получает следующие вопросы: «А как нам получить пятерку? Мы придумаем, где добавить список, таблицу», «Можно мы данные представим в виде диаграммы?», – это говорит о том, что ученики активно вовлечены в деятельность, ответственно относятся к результатам своего труда.
С помощью разработанного рубрикатора-таблицы ученики не только обоснованно, критично, компетентно выставили отметку своей газете, но быстро справились и с задачей оценивания других. Приятно, что такое оценивание было обоснованным, что исключало субъективность при выставлении отметки.
Смешанное обучение способствует повышению мотивации познавательной деятельности ребенка; делает процедуру оценивания результатов своего труда максимально объективной.
Учитель при работе в технологии смешанного обучения использует новые виды контроля и коммуникации в педагогическом процессе, что способствует преодолению «цифрового разрыва» между педагогами и учащимися, дает дополнительную возможность работать с высокомотивированными учениками.

Литература
1.  Смешанное обучение. Ведущие образовательные технологии современности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.internet-school.ru/for_teachers/for_teachers769/ (дата обращения: 18.01.2014).
2.    Участники проекта «Смешанное обучение». [Электрон. ресурс]. URL: http://www.internet-school.ru/for_teachers/for_teachers769/for_teachers769770 (дата обращения: 18.01.2014).

Комментариев нет:

Отправить комментарий