Автор: Плотникова Галина Александровна,
e-mail: plotnikova_66@mail.ru
Место работы: г. Пермь,
МБОУ "Гимназия № 4 имени братьев Каменских"
В 2012-2013 уч. году по инициативе издательства
«Просвещение» и под руководством некоммерческого партнерства «Телешкола» в ряде
образовательных учреждений РФ начался эксперимент по апробации моделей
смешанного обучения. Гимназия №4 стала участником этого федерального
инновационного проекта.
Смешанное обучение – это сочетание очного и электронного
обучения, ключевыми задачами которого является реализация индивидуализации и
дифференциации, самостоятельной деятельности ученика. Ключевым в определении
смешанного обучения является слово взаимодействие.
Модель смешанного обучения,
используемая для реализации на уроках информатики в 7 классе, называется
«автономная группа». Класс делится на группы, в одной из которых основное
обучение ведётся онлайн – учащиеся самостоятельно изучают электронный ресурс
Телешколы: читают теорию, отвечают на вопросы тестов, выполняют практические
задания, а учитель выступает в роли консультанта – группового или
индивидуального. В другой группе основное обучение ведётся в условно традиционной
форме, а электронный ресурс используется для поддержки и отработки навыков.
Группы на уроке перемещаются в двух зонах: для «традиционного» урока и зону
онлайн-занятий. Кроме того, здесь «традиционный» урок не является абсолютно
«традиционным» в понимании учителя России, т.к. выступая в роли консультанта,
учитель не столько объясняет новый материал, сколько организовывает через
систему индивидуальных и групповых заданий знакомство с новым учебным
материалом, выполняя функцию помощника при выполнении заданий. При такой
организации урока время обучения не зависит от расписания уроков в школе; место
обучения не ограничено стенами школьного кабинета; темп и ритм обучения не
привязаны к темпу и ритму работы других учащихся класса; в учебный процесс
вовлечены 100% обучающихся.
Учащиеся изучили с помощью этой технологии большую по
времени изучения и материала тему «Текстовая информация в памяти ПК», которая в
Телешколе представлена модулем «Кодирование и обработка текстовой информации».
Темы модуля были следующими: «Форматирование символов», «Форматирование
абзацев», «Стили форматирования», «Нумерованные и маркированные списки»,
«Оглавление документа», «Таблицы. Гипертекст», «Компьютерные словари и системы
машинного перевода текстов», «Системы оптического распознавания документов».
Итогом
изучения темы было выполнение групповых проектных работ в форме газет. Было
создано 14 газет. Выводы о сформированности умений работы в MS Word представлены в виде табл. 1.
Табл. 1 Анализ результатов проектных
работ согласно разработанным критериям
Критерии
|
Аспекты
|
Уровень сформированности,
% учащихся
|
содержание
(материалы соответствуют
теме газеты)
|
название газеты полностью
соответствует представленному в ней материалу.
|
100
|
в газете представлены как
минимум три типа материалов (эссе или очерк, график или диаграмма, интервью).
|
80
|
|
в газете представлены
фотоматериалы, использованы графические элементы word, объекты wordart.
|
100
|
|
структура
|
в распределении материала
по страницам газеты прослеживается логика.
|
100
|
текстовая, графическая и
художественная информация распределены по страницам равномерно.
|
97
|
|
выдержано требование к
объему газеты.
|
96
|
|
оформление
|
все страницы оформлены в
одном стиле.
|
100
|
используемое цветовое
оформление не мешает восприятию текста и не утомляет глаза читателя.
|
100
|
|
текстовый материал
представлен с максимальным использованием возможностей текстового редактора и
соответствует принятым нормам.
|
92
|
|
разделение текста на
абзацы и его форматирование способствуют легкому восприятию читателями.
|
100
|
|
орфографическое,
пунктуационное и лексическое оформление текста, соответствует общепринятым
нормам русского языка.
|
100
|
Кроме того, при работе над газетами совместно с учениками были разработаны критерии оценки работы и представлены в виде рубрикатора. Учитель при такой организации занятий получает удовлетворение от процесса работы, т.к. часто получает следующие вопросы: «А как нам получить пятерку? Мы придумаем, где добавить список, таблицу», «Можно мы данные представим в виде диаграммы?», – это говорит о том, что ученики активно вовлечены в деятельность, ответственно относятся к результатам своего труда.
С
помощью разработанного рубрикатора-таблицы ученики не только обоснованно,
критично, компетентно выставили отметку своей газете, но быстро справились и с
задачей оценивания других. Приятно, что такое оценивание было обоснованным, что
исключало субъективность при выставлении отметки.
Смешанное
обучение способствует повышению мотивации познавательной деятельности ребенка;
делает процедуру оценивания результатов своего труда максимально объективной.
Учитель
при работе в технологии смешанного обучения использует новые виды контроля и
коммуникации в педагогическом процессе, что способствует преодолению «цифрового
разрыва» между педагогами и учащимися, дает дополнительную возможность работать
с высокомотивированными учениками.
Литература
1. Смешанное
обучение. Ведущие образовательные технологии современности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.internet-school.ru/for_teachers/for_teachers769/ (дата
обращения: 18.01.2014).
2.
Участники проекта «Смешанное обучение». [Электрон. ресурс]. URL: http://www.internet-school.ru/for_teachers/for_teachers769/for_teachers769770 (дата
обращения: 18.01.2014).
Комментариев нет:
Отправить комментарий