Автор: Дюжева Татьяна Алексеевна,
e-mail: Dugevata@yandex.ru
Место работы: Чувашская
Республика, г.Чебоксары,
БОУ ЧР СПО «Чебоксарский
экономико-технологический колледж» Министерства образования и молодежной
политики Чувашской Республики
Информатизация общества, в том числе информатизация
всей экономической сферы деятельности и модернизация российского образования,
предъявляет новые требования к подготовке экономических кадров и использованию
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в предметной деятельности
педагогов. Таким образом, актуальными становятся задачи повышения
конкурентоспособности выпускников экономических специальностей учреждений
среднего профессионального образования (СПО) в области использования ИКТ для
решения профессиональных задач с учетом уровня развития средств автоматизации
ведения налогового и бухгалтерского учета и требований локальных и нормативных
актов, принятых государственными органами.
В Федеральном законе «Об образовании» и в Концепции
долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года
определяются приоритетные задачи создания эффективной системы образования,
обеспечивающие условия для формирования профессиональных и ИКТ-компетенций у
будущих бухгалтеров, развития способностей к самостоятельному обучению и
повышению профессионального уровня в условиях перехода на международные
стандарты финансовой отчетности и реформирования бухгалтерского учета, что
предполагает углубленное изучение ИКТ в деятельности бухгалтера.
Исследования в области применения информационных
технологий в образовательном процессе (Т.А. Лавина, Н.Н. Мельникова, И.В.
Роберт, Т.Ш. Шихнабиева и др.) выдвигают
перед учреждениями СПО необходимость разработки, корректировки педагогических
технологий с применением ИКТ для подготовки специалистов, в том числе и
экономической сферы.
Проанализировав основные направления деятельности
бухгалтера и потенциал ИКТ, мы определили следующие основные специфические
возможности использования ИКТ в профессиональной деятельности бухгалтера:
обеспечение интернет-доступа к новейшему программному обеспечению, к «облачным»
технологиям для проведения ознакомительных, практических и семинарских занятий
в режиме «on-line»; автоматизация
ведения бухгалтерского учета источников формирования имущества и финансовых
обязательств организации; организация взаимодействия с помощью глобальной сети
Интернет между бухгалтером и органами государственной власти для сдачи
бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности; ведение документооборота
и номенклатуры дел, составляющих коммерческую тайну предприятия (с возможностью
доступа к ней заинтересованных лиц на основе их идентификации); использование
справочно-правовых систем для ознакомления с изменениями действующего
законодательства и решения спорных ситуаций и др.
Реализация возможностей использования ИКТ в
профессиональной деятельности бухгалтера и преподавании дисциплин
профессионального модуля у будущих бухгалтеров в условиях ИКТ насыщенного
пространства включают в себя: принципы, методы, формы и средства организации
учебного процесса с применением ИКТ. В колледже наиболее распространенной
формой проведения уроков являются комбинированные. Традиционно в начале
урока слушаются доклады студентов «Новое в учете» об изменениях
законодательства, подготовленных с помощью официальных сайтов Министерства
финансов РФ, электронных журналов и газет «Главбух», «Учет. Налоги. Право»,
«Аудит», сопровождающиеся мультимедийными презентациями. Многие
студенты подписаны на еженедельные рассылки новостей данных журналов. На
сайте журнала Главбух студенты принимают участие в образовательном проекте
«Высшая Школа Главбуха»: сдают тесты, просматривают краткий конспект лекций и
прослушивают видео-лекции ведущих специалистов, по окончанию курса в режиме он-лайн
проходят тестирование для получения сертификата «Бухгалтер малого или крупного
предприятия. Информационно-образовательная среда строится в том числе на
свободно распространяемой для обучения, в частности демонстрационном
варианте бухгалтерских энциклопедий и журналах. По
завершению модуля осуществлялся текущий, рубежный и итоговый контроль в виде
комплексного экзамена по рабочей профессии бухгалтер-кассир в компьютерном
классе, с использованием стандартного программного обеспечения и
контрольно-кассовой техники. Студентам предоставлена возможность пользоваться
Интернет ресурсами: электронной почтой для осуществления обмена информацией;
доступ к электронным образовательным ресурсам, а также к базам данных, при
проведении научных исследований и написании выпускной квалификационной работе.
Использование в процессе преподавания
профессионального модуля широко спектра современных средств обучения
направленных на реализацию возможностей ИКТ, является одной из приоритетных
задач педагогических работников современного образования.
Литература:
- Лавина Т.А. Информационно-коммуникационная подготовка в системе непрерывного педагогического образования // Педагогическая информатика. – 2005. – № 2. С. 41−50.
- Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2005.
Комментариев нет:
Отправить комментарий